pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О "молитвах в болезнях"

Сегодня обнаружил любопытное издание в церковной лавке: "Дополнение к книге "Молитвенный щит православного христианина". Издана в Воронеже в 2005 г. Сам "Молитвенный щит" у меня был когда-то, это расширенный молитвослов, с присовокуплением канонов и молитв на разную потребу. Видимо, издателям этого показалось мало и недостаточно, и вот что я увидел, посмотрев на оглавление этой книги:
От издательства...
Вступление......
Кому мы молимся?......
(далее немного пропущу - перечисляются несколько разделов, с упоминанием святой воды, святых мощей и вмч. Пантелеимона)
Молитвы при болезнях головы...
Молитвы при головной боли
... при мигрени
... при инсульте
... при сотрясении мозга
... при головокружении
... при травмах головы
... при умопомешательстве
... при слабоумии
... при умственном расстройстве
... при сумасшествии
... при облысении
Молитвы при болезнях глаз...
Молитвы при глазных заболеваниях вообще....
... при слепоте
... при появлении бельма
... при косоглазии
Молитвы при болезнях носа....
Молитвы при болезнях носа вообще...
... при опухоли носа
Молитвы при болезнях ушей....
Молитвы при болезнях ушей вообще
... при глухоте, глухонемоте
Молитвы при болезнях рта...
... при раке губы
... при немоте
... при болезнях языка вообще
... при зубных болях

Ну и так далее. В общем, посмеялся я от души. Чего только не затронуто в книге - и сухой кашель, и если подавишься костью, и "что делать, чтобы не отравиться", и водянка, и паховая язва, и жировики, и золотушные нарывы на ногах, и нарывы, и чесотка, и пролежни, и пляска св. Витта, и полиомиелит... Разумеется, не обойдены вниманием порча ("молитвы при порче", "Молитвы при болезнях, полученных через чародейство", "Молитвы при болезнях, приобретенных по бесовскому действу", "Молитвы, при порче, полученной через предмет или пищу").
При более внимательном рассмотрении соответствующих разделов видно, что даются просто тропари, кондаки и молитвы соответствующим святым или иконам Божией Матери, с присовокуплением молитв, к ним обращенным, взятым из Миней месячных, а также их кратких житий или историй явления икон, - то есть, ничего особенно страшного. Разумеется, в тех молитвах вовсе не упоминаются вышеперечисленные диагнозы, равно как не просится об исцелении от них - только поясняется, что тот или иной святой однажды исцелил того или другого от его недуга. Но правомерны ли отсюда такие обобщения на все случаи жизни? Нет ли тут языческого подхода к общецерковным и вполне безобидным с духовной точки зрения молитвам, составленным разным святым?
О. Александр Мень как-то однажды сказал: "Церковь не аптека, мы тут рецептов не выписываем". Оказывается, нет! Есть те, кто упорно желает в ней видеть именно аптеку, где все разложено и рассортировано по полочкам, с получением конкретного снадобья. Может быть, на таких людей и рассчитана подспудная коммерциализация нашей приходской жизни, связанная с появлением определенного сорта литературы и прочих атрибутов, продаваемых в церковных лавках? Тогда есть ли тут принципиальное отличие от язычества? Может, в самом деле язычество не просто неистребимо, но в некоторой степени для нас уместно, поскольку неизбежно? Или может, я просто неисправимый протестантствующий скептик и рационалист?
P.S.: "Дополнение к "Молитвенному щиту" издано по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments