pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

КРИТЕРИЙ ГАМАЛИИЛА

29 Петр же и Апостолы… сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело -- от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.

(Деяния, гл. 5-я).

Предлагаю порассуждать, насколько универсален этот критерий. Ведь эти самые слова Гамалиила – «если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» - можно вполне применить к разным нехристианским верованиям, распространенным по всему земному шару. Или к атеизму как мировоззрению, например. Атеизм – от Бога? Вопрос, мне думается, весьма непростой…

То, что все люди разные, что есть разные нации и народности, есть разные таланты и способности у каждого человека – это явно от Бога, то есть входит в божественный замысел о мире и о человеческой истории, это очевидно. Каждый человек и, пожалуй, каждый народ в рамках своей собственной культуры, своего исторического опыта, своей развитости может постигать истину по-своему, и дано в этом плане всем также по-разному. Это один момент. Невозможно того человека (народ), которому дано меньше, извне разными способами (внешними побуждениями, пропагандой, рекламой, не говоря уже о насилии) возвести на более высокую ступень богопознания, если это ему пока не дано на данном этапе, или не дано в принципе. Соответственно, кому дано больше, на том больше ответственность и с того больший спрос, как в этой жизни, так и в будущем веке. И если такие попытки все же осуществляются, они так или иначе неизбежно проваливаются, поскольку они не от Бога. Тем более, если на сцене истории появляются всякие смутьяны и самозванцы, религиозные или политические Февды и Иуды, разрушающие и то, что было людьми наработано ранее, и уж никак не способствующие мирному развитию общества и свободному поиску истины. «По плодам их узнаете их», как сказано в Евангелии.

С другой стороны, мы здесь можем впасть в область субъективных и произвольных оценок – что от Бога по благоволению, а что от Бога по попущению, и что вообще значит выражение «от Бога». Мне думается, в общем случае, от Бога – многообразие, плюралистичность и иерархичность в устройстве человеческого общества, вытекающие из свободного поиска истины, пусть даже на пути этого поиска человек может впадать в заблуждения. Главное, чтобы этот индивидуальный поиск истины не шел вразрез с золотым правилом в отношении к ближним: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если я принимаю истину свободно и в любви, но не хочу, чтобы она мне навязывалась директивно, я не должен навязывать свое понимание и видение истины другому. Я могу только лишь поделиться радостью от ее открытия для себя, но дело другого человека, разделит ли он со мной эту радость или нет. И если я действительно стремлюсь к приобщению к экзистенциальной полноте истины, я должен сознавать, что мое восприятие истины – это только лишь мое личное восприятие, ограниченное в той же степени, в какой временен и ограничен в этой земной жизни я сам. Что окружающие меня люди (христиане иных конфессий, нехристиане и даже атеисты) могут иметь что-то важное на пути ее постижения, чего пока не имею я сам. А я, соответственно, могу со временем увидеть свои ошибки, если внимательно буду прислушиваться к критике своей собственной жизненной позиции со стороны разных верующих, иноверцев и т.д. Если же кто-то из нас нарушает этот основной принцип свободного поиска и постижения истины для каждой личности – «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками»...


Насчет атеизма, пожалуй, невозможно выразить лучше Н.А. Бердяева:

«Мир проходит через тьму и богооставленность более чем когда-либо. И эта богооставленность мира и человека делается главным аргументом против существования Бога. Бог как бы ушел из мира, и старое учение о Промысле вызывает насмешки и негодование. Люди думают, что выйти из тьмы и бессмыслицы они должны собственными силами, еще чаще думают, что выйти из тьмы совсем невозможно. Когда непомерные страдания людей, неслыханную жестокость, торжество зла на земле объясняют греховностью людей, Божьей карой, то это вызывает справедливое возмущение. Греховность всегда была, и более всего страдали совсем не самые греховные. Понимание Промысла как обрушивающейся на людей Божьей кары может вызывать не только возражение, но и негодование. Проблема теодицеи остается неразрешенной. Все рациональные разрешения, которыми полны курсы теологии, несостоятельны. Богооставленность мира остается очень таинственым явлением Нужно помнить, что последними словами Иисуса были слова: «Боже, Боже, почто Ты меня оставил». Эти слова повторяются неисчислимым количеством людей неисчислимое количество раз. Очевидно, то, что называют Промыслом, может выражаться и в том, что Бог покидает мир, уходит из него. Судьба мира и человека таинственно осуществляется и через богооставленность, через уход Бога из мира. Это диалектический момент бого-человеческого процесса. Речь идет, конечно, не о диалектике логической, а о диалектике экзистенциальной. Опыт богооставленности можно понять как испытание человеческой свободы. Это испытание свободы совершается и в отречении от свободы. Человек очень легко отрекается от свободы. Самые страшные формы безбожия обнаруживаются совсем не в воинствующей и страстной борьбе против идеи Бога и против самого Бога, а в безбожии жизненно-практическом, в равнодушии и мертвенности. Эти формы безбожия мы часто встречаем у формальных христиан. Страстная взволнованность и борьба против Бога могут привести к просветлению и к более высокому религиозному сознанию. Безбожие может быть даже полезным и может быть очищением и освобождением от рабьих понятий о Боге, искаженных социоморфизмом. негодование христиан против атеистов, против воинствующих безбожников часто бывает дурным. Их извращенное понятие о Боге, их безбожная жизнь вызывали это безбожие. Богу приписывали самые дурные свойства — самодовольство, самодурство, жестокость, любовь к низкопоклонству. Христианам не подобает быть самодовольными и презирать тех, которых мучит вопрос о Боге. Совсем не подобает им презирать, напр<имер>, Ницше. Безбожники могут быть лучше тех, которые говорят: «Господи, Господи»… («Истина и откровение», гл. VI).
http://www.vehi.net/berdyaev/istina/06.html

Так что же, атеизм, ислам, язычество - от Бога? И да, и нет, как и многое другое в нашей жизни. Но многие атеисты могут быть орудиями Божиего промысла в отношении мира и Церкви, как прекрасно показал Бердяев. И в таком случае они подпадают под критерий Гамалиила!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments