pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Всех с праздничным весенним днем!

Сегодня отслужил Литургию на Котляковском кладбище. Удивительно, как много было народу, причем уже с 8 утра заблаговременно кладбищенский персонал стал готовить цветочные ларьки, палатки со всякими сувенирами, пирожками и т.д. А автобусы от метро Кантемировская развозили всех бесплатно, так что обычных маршруток не было совсем. Столько людей я за три года по открытии Успенского храма на Котляковском еще ни разу не видел! Что это, – просто первый весенний по-настоящему теплый день, когда впервые в этом году температура в Москве поднялась выше +10? Затянувшееся ожидание тепла наложилось на ожидание Пасхи? Кстати, ровно год назад в эти дни уже зеленели деревья (см. http://pretre-philippe.livejournal.com/43016.html ), тогда как сейчас до сих пор еще на кладбище снег не растаял – в тени так и лежит, только начинает сходить. Но чувствую я, что на Радоницу, когда в самый раз-то и придти помянуть своих усопших родственников, народу на кладбище будет, конечно, меньше…

Несмотря на накопившееся уже утомление за предыдущие дни (собратья-священники поймут), Литургия прошла на подъеме. Правда, совсем не было времени и сил обдумать, что сказать на проповеди, поэтому прочитал из «Господских праздников» митр. Иерофея Влахоса его часть размышлений на Вход в Иерусалим.

…По дороге в Иерусалим весь народ славословил Христа и восклицал «осанна». Когда же Иисус вошел в иерусалимский храм и изгнал из него торговцев, а также исцелил находившихся там слепых и хромых, первосвященники и книжники с негодованием возмутились. Особенно их разозлили дети, восклицавшие в храме «осанна Сыну Давидову». На возмущения первосвященников и книжников Христос ответил: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16).
Эти слова пророчествуются в Ветхом Завете, а именно они исходят из уст пророка Давидв: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолввным врага и мстителя» (Пс. 8, 3). Достойна внимания деталь, что младенцы, самые чистые существа, славословили Христа в Храме, а не по дороге…

Но больше всего поражает, что младенцы воспевают Христа как Бога, а их отцы – первосвященники и книжники – Его злословят. Подчеркивая это различие, св. Кирилл Александрийский делает весьма интересные примечания. Он говорит, что дети узнали Владыку твари в этом образе, тогда как их отцы оказались неведущими. Дети воспели Иисуса как Бога, а их родители распяли Его, как врага. Младенцы пели «осанна», а их отцы кричали: «да распят будет», Молодой и несведущий возраст просвещается, тогда как разум мудрых затмевается… Дети встречали Христа с финиковыми пальмами, в товремя как их отцы шли с мечами. Дети благословляли, а родители проклинали и злословили. Дети, как ягнята, приняли пастыря, их же родители, как волки, растерзали агнца.
Эти противоположности свидетельствуют о различном духовном состоянии людей, ибо Дух Святой действует лишь в сердцах чистых и чуждых тщеславию, а в окаменевших сердцах Он действовать не может.

Победная песнь младенцев и грудных детей, по сути, является гимном нового народа Божия, сердце которого всегда младенческое. Апостол Павел призывает коринфских христиан словами: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). Существует младенчество и детство разума, а также младенчество и детство сердца. Христиане не должны быть младенцами по разуму, но по сердцу. По разуму же они должны быть совершенными и полноценными. Младенчество сердца означает очищение и удаление из него всяческих помыслов.

Святой Григорий Палама призывает христиан своей паствы следующими словами: «Братия, юноши и старцы, князи и простой люд – да не имеем зла, аки младенцы». Кроткого Господь укрепит и даст ему трофеи победы и славу триумфа как в борьбе с лукавыми страстями, так и со всеми видимыми и невидимыми врагами.

Люди не ограничились лишь восклицаниями и славословием Христа, в их руках были и вайи (пальмовые ветви). Евангелист Иоанн пишет: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идетв Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему» (Ин. 12, 12-13)…

Эта картина напоминает встречу народного вождя, триумфально возвращавшегося с победы над врагом. О победе Симона Маккавея пишется: «и взошел в нее (иерусалимскую крепость) с славословиями, пальмовыми ветвями, гуслями, кимвалами и цитрами» (1 Мак. 13, 51). Однако и стоявшие у престола Божия святые, как пишет евангелсит Иоанн, были одеты в белые одежды и держали «пальмовые ветви в руках своих» (Апок. 7, 9).

…Согласно св. Епифанию, слово «вайи» - египетского происхождения и означает «пальмовые ветви». Христиане и поныне держат вайи в этот день, потому что, помимо встречи победителя Христа, вайи также сомволизируют и добродетель. Этому дню предшествал период Великой Четыредесятницы с аскезой, постом и молитвой, и потому христиане готовы принять воскресшего Христа…

Святой Андрей Критский рекомендует не украшать дорогу Христа масличными ветвями или вайями, но по возможности устилать самих себя смирением души и правильностью мышления, дабы принять Слово и вместить в себя Бога. Вместо ваий мы должны показать Иисусу нашу преисполненную добродетели жизнь. Ведь пальмовые и масличные ветви являются не чем иным, как протягивающимися к милости и состраданию руками.

Таким образом, масличные и пальмовые ветви в руках христиан не должны быть лишь внешним выражением поклонения, но чем-то более глубоким, ибо они выражают духовное, разумное и чистое делание внутреннего человека, как говорит епископ Тит Босторский. И действительно, духовное делание отображается не только в действиях, но и в разуме, и в созерцании. Ветви показывают завершенное делание человека во всей его полноте, жаждущего встретить и принять Победителя смерти.


Как по «закону подлости», хор потерял в сегодняшний день регента и двух ключевых певчих (одна из них, впрочем, должна в пятницу родить - lers, ей запланировано кесарево (помяните р.Б. Валерию, пожалуйста!); другая певчая с регентиссой-матушкой Полиной Лавриной просто вдруг заболели и вышли из строя… Так что начали жидковато. Но потом неожиданно для всех прозвучало необычное Трисвятое – какой-то византийский распев с подголоском, аранжировка современная, никогда до того не слышал. Певчий так затянул соло, что походило больше на завывания муэдзина с высоты минарета, как остроумно подметил daber, один из моих неизменных помощников.

После службы посидели и подкрепились малым составом, благодаря нашему диакону Александру Горлову. Настоящий диакон, умеющий «печься о столах», он мгновенно симпровизировал из того, что принесли «на канун», великолепный рыбно-фруктовый салат, не считая прочих разных закусок и сладостей к чаю.

Конечно, невозможно было не обсудить свежую интернет-новость – озвученное мнение о. Всеволода Чаплина о перспективах создания, так сказать, «православных ночных клубов». Которое изрядно подняло всем настроение и просто развеселило. Конечно, кого-то слова о. Всеволода заставили не столько веселиться, сколько плеваться, поскольку все-таки вызывают некоторую инверсию… «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». И, однако, уже не в первый раз так «везет» Чаплину, когда его выступления в СМИ воспринимаются на грани скандала. Но вообще многим православным не хватает явно чувство юмора. А оно совсем уж не помешает в данном случае: если о. Всеволод им, наоборот, обладает сверх меры, то стоит оценить его такое заявление в соответствующем духе, тем более, что оно стимулирует это чувство в других… А если это было сказано вполне серьезно, то тем более, воспринимать озвученное как некий постмодернистский сюр, гламурную игру в театре политправославия и не более того!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments