pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Читаю у свят. Феофана Затворника

в его комментариях на послание к Евреям:

«Архиереи Ветхого Завета входили в рукотворенное Святое Святых, которое было прообразом истинного, небесного святилища, а Христос восшел в самое Небо, чтобы ходатайствовать за нас пред лицем Божиим, восшел со Своею кровью, которою умилостивил Бога Отца и примирил нас с Ним, а также и с Ангелами, ибо и те враждебно относились к нам как врагам Господа». «Ибо и те…». Странно, в добавление к кому – к Богу-Отцу, что ли!?

Все-таки непонятно, зачем для «умилостивления» Отца понадобилась именно кровь Сына: если Отец и Сын – одно (Ин. 10, 30) и если Бог так возлюбил мир, что Сам принес в жертву Сына Своего (Ин. 3, 16), то причем здесь «умилостивление» Отца? Это слово хотя и употребляется в 1-м Иоанновом послании, но оттенок все же несколько иной: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 10). В смысле – принес в жертву, чтобы открыть, показать, прояснить людям, насколько Он нас возлюбил!

А заодно и не только людям. Как раз мысль про ангелов более интересна, поскольку может дать частичный ответ по поводу умилостивления, то есть КОМУ! Скорее всего, свят. Феофан позаимствовал эту идею у кого-то еще из более древних отцов.

Бог Сам не мог враждебно относиться к отпадшему человечеству, тогда как ангелы, обладающие относительным совершенством, у которых любовь и благость не были их неотъемленым природным свойством, могли… Может это как-то открывалось кому-то на мистическом уровне, а впоследствии стало обрастать юридическими формулировками и объективироваться для широких масс в церковной среде, проецируясь на Самого Создателя? И не отсюда ли восприятие Бога людьми, особенно в Ветхом Завете, как грозного и карающего существа, поскольку выход был у людей не столько к Богу, от Которого они удалены были до Христа, сколько к этим самым духам поднебесным – не обязательно непременно духам злобы, но и враждебно относившимся ангелам?
Кстати, т.наз. богоявления в Ветхом Завете (столп огненный, облачный; встреча Иакова с неким таинственным субъектом, которого он одолел и т.д.), были именно явлениями ангелов…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments