pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Еще о смыслах и о любви...

Из переписки моей давней подруги с одноклассницей, попавшей в автокатастрофу. Пишет ее одноклассница:

"...Мы собирались поговорить на тему: что есть собственно ЖИЗНЬ? Если бы ты дала хоть направление мысли. У меня направлений много, и все в разные стороны, как бы не закружиться в карусели.

Пойду от противного (так поступают математики). Если я к чему-то готовлюсь -то это ещё не жизнь, а только подготовка. Убираюсь (готовлюсь к встрече гостей),
выучиваю естественную науку - готовлюсь к будущей работе,
тренирую дыхание по Стрельниковой - чтобы более свободно говорить; и проч., проч.
Что бы я не делала - всё как бы ещё пока не то, к чему я стремлюсь,
а дойдя до цели, выясняется опять, что эта цель была опять промежуточной, подготовительной..
По-моему так до бесконечности.
Конец первого параграфа. Возможно я что-либо упустила. и тогда параграф 1 нуждается в пересмотре. Жду, твоих добавлений, возражений...


Возможно я ищу не в той плоскости. Тогда переходим к параграфу второму. Обращусь к заповеди : возлюби ближнего своего, как себя самого. Может жизнь прячется во взаимоотношениях с ближним? Где именно, как думаешь? а нужна ближнему моя к нему активность?
Взаимная любовь на первое время даёт такое ощущение будто - Жизнь! Потом опять серые будни. Тут я подошла к проблеме счастья, радости. Это приятно, даёт ощущение жизни, но жизнь ли это? Или только кажется, что жизнь?
Я слышала, что на войне бывают такие состояния внутренней отдачи, жертвенности, наполненности - жизнью, может быть? А может непроявление своего эгоизма, обусловленное борьбой за жизнь других людей, отречение от своего "я" - возможно, это даёт бОльшую наполненность жизнью.
Короче, в параграфе втором мы пробуем поискать жизни в отношениях с ближним. Любовь к ближнему, как она проявляется. И потом, нужна ли кому-нибудь моя любовь?


Ещё один срез (параграф три). люди находятся в разной степени болезней психических, в частности, аутизма. Чем ближе к поверхности реальности, тем вероятно ближе к жизни. Но там, на глубине, что? разве нет жизни, или она другая. В чем у психов (то есть у всех) самообман? живут они и ли кажется, что живут. В Евангелие сказано: не бойся потерять душу - обретёшь;Христос умер и, воскреснув, даровал всем нам возможность Жизни Вечной. "Вечной" - это понятно, а ЖИЗНИ - это как?
Одно дело - теория, красивые цитаты , другое - действительная, живая Жизнь.
Заканчиваю параграф 3-ий "Об аутизме и других болезнях психики, коими подвергнуты все в разной степени", или иначе "О грехе, извращающем природу человеческую, её красоту, чистоту, правду - всё, что строит жизнь". если уже строительный материал изначально подпорчен, то где она - Жизнь человеческая, чем же по сути люди живут?"


Вообще, не так уж легко бывает ответить на все эти вопросы, как ни странно, поскольку такие фундаментальные и самоочевидные понятия, как жизнь, сознание, мысль, любовь, личность и др., обычно сами не определяются, воспринимаются как данность и, следовательно, не всегда могут по-настоящему и глубоко быть осмыслены.

Определять ли жизнь как существование, бытие? Можно, но этого недостаточно: существовать могут и неодушевленные предметы, однако вряд ли можно сказать, что они живут. Определять ли жизнь как совокупность биологических процессов, таких, как обмен веществ, питание, дыхание, движение, самосознание и самосохранение? Бесспорно, жизнь включает их, но чем более сложен организм и чем более высок уровень организации жизни, тем менее сама она исчерпывается этими процессами. Для человека как венца творения, как созданного по образу и подобию Творца, жизнь заключается в ОБЩЕНИИ с Творцом и с ему подобными разумными существами – людьми. Или только с людьми, если кому-то не дано ощутить живое присутствие Творца и Его дыхание. Хотя, разумеется, определенные формы общения могут быть между людьми и наиболее высокоорганизованными животными. Для человека жизнь также заключается в творчестве. Формы этого творчества могут быть весьма разнообразными (кто на что способен, какие кому таланты даны), но в общем оно заключается в возделывании земли, врученной ему (Быт. 2: 5, 15), в различных формах труда по этому возделыванию. И эта задача не отнята от человека даже в условиях его падшего состояния, когда уже «строительный материал изначально подпорчен». Только во взаимном общении так или иначе раскрывается человеческая личность, а также возделывается сообща Земля. Но полноценное общение немыслимо без любви. Любовь – «соль жизни», так сказать. Без нее жизнь превращается в обыкновенную дарвиновскую «борьбу за существование».

В глубинах человеческого «Я» так или иначе заложено стремление к блаженству, комфорту, устойчивости. Которое можно рассматривать как подсознательную память о том Рае, который человек потерял. Беда, однако, в том, что у каждого из нас представления об этом блаженстве, комфорте и счастье сильно разнятся, как разнятся и представляемые способы их достижения. В результате чего множество воль и представлений человеческих сталкиваются друг с другом, и при этом общественная жизнь как была, так и остается далекой от гармоничного и комфортного ее устроения для каждой личности. И здесь также роковую роль играет все та же изначальная подпорченность исходного человеческого материала. При которой есть риск впасть в иллюзию и самообман, приняв средства к достижению цели за саму цель, или промежуточную цель за окончательную.

Но здесь надо иметь в виду, что сама жизнь не несет в себе только определенную цель, но это еще и сам процесс жизни, ценный сам по себе. Качество этого процесса во многом зависит от нас, от того, чем мы сами его наполняем. А цель самой жизни в конечном счете трансцендентна, она выходит за рамки земной жизни как таковой. В рамках земного существования так или иначе многие цели, которые мы ставим, являются промежуточными и неизбежно будут являться таковыми.

Разумеется, пишущая совершенно права в том, что «непроявление своего эгоизма, обусловленное борьбой за жизнь других людей, отречение от своего "я" - возможно, это даёт бОльшую наполненность жизнью». В этом и заключена диалектика христианства: «тот, кто дает, тот получает; кто забывает себя, себя находит; кто прощает, бывает прощен, и кто умирает, воскресает для жизни вечной» (из молитвы св. Франциска Ассизского). Здесь солью или закваской этого процесса выступает та самая любовь, по слову апостола Павла, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). И вот следует вопрос пишущей: «нужна ли кому-нибудь моя любовь?». Лучше его сформулировать по-другому: «Нужно ли кому-нибудь мое представление о любви, мои проявления любви, которые заведомо не совершенны?». Ответ однозначен: даже в условиях нашего несовершенства непременно находятся люди, благодарные и отзывчивые нашей пусть отчасти и эгоистичной, и своевольной любви. Иначе сами призывы Писания к любви (например, «люби ближнего своего, как самого себя») были бы бессмысленны. Да, мы начинаем с той любви, какая у нас есть, притом, что другой нет и быть изначально не может… Разумеется, многим другим наша любовь с ее характерными проявлениями будет не нужна. В таком случае и не будем ее навязывать тем, кому, как мы чувствуем, она может оказаться обременительной! Но чем больше наша собственная любовь будет похожа на ту, что описана в вышецитированных словах ап. Павла, тем больше она будет востребована людьми самого разного склада, воспитания и характера! Хотя одновременно стоит быть готовым к тому, что непременно найдутся люди, которые будут отвечать нам на любовь неблагодарностью, клеветой, гонениями… Любовь в этом мире может быть хрупкой и беззащитной, в том числе - распятой на кресте! Но именно она как залог подлинного общения в этой жизни непременно перейдет в вечность, и в этом общении в любви по подобию того, что заключено в Святой Троице, будет заключаться сама ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8). И это вовсе не теория с красивыми словами, это сама Жизнь, которую открыл нам Христос и которая, дай Бог, чтобы не прошла мимо нас…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments