pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О Трехсвятительском храме Парижа

Из статьи Emilie van Taack, ученицы Леонида Успенского,
«La fondation de la paroisse des trois saints hiérarques: les fondements théologiques et spirituels du retour à l’Icone» («Открытие Трехсвятительского прихода: богословские и духовные основы возвращения к Иконе»). Прилагаются фото.

Когда в июне 1930 года митрополит Евлогий решил выйти из-под юрисдикции Московского Патриархата, вместе с большинством последовавших за ним прихожан, среди них однако нашлось шесть человек, которые отказались поддержать это решение — одна женщина и пятеро членов Братства Святого Фотия. Эти шесть человек сообщили о своем решении митрополиту Сергию, который был в то время местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви, и этот последний перепоручил их митрополиту Елевферию Литовскому и Виленскому. Постепенно к ним присоединились священники и даже один епископ, Преосвященный Вениамин Федченков; постепенно сложился приход, и храм был освящен на Пасху 1931 года. Так возник приход Трех Святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, «трех величайших святителей Церкви», благодаря каноническому и богословскому рвению и «любви к Истине» (II Фс., II, 10) Братства святого Фотия.
Именно благодаря этому приходу, Экзархат Московского Патриархата сохранился в Западной Европе и начал активно влиять на обращение западных людей к истинной Церкви. Именно в единении с матерью Церковью, в уважении духовного родства и в « единении послушания », как говорил Владимир Лосский, единственном живом и конкретном выражении тела Христова», истинное поместное Православие смогло развиться в Западной Европе и «возрасти в меру полного возраста Христова» (Еф., IV, 13). Первым выражением поместного Православия стало создание вполне традиционных и вместе с тем абсолютно оригинальных икон(…).

Третьего января 1931 года епархиальная администрация Западной Европы (митрополит Евлогий) получила указ от московского Патриархата о том, что Братство святого Фотия и вся его деятельность переходят отныне в ведомство Москвы, и 6 января поступил указ, запрещавший митрополита Евлогия и назначавший, на его место, митрополита Елевферия экзархом Западной Европы. Французский приход и отец Лев Жилле остались с митрополитом Евлогием, а Братство святого Фотия отошло на время от проблем западного Православия. Его членам пришлось полностью посвятить себя восстановлению канонической патриаршей Церкви в Париже. Во время Великого Поста 1931 года митрополит Елевферий многократно приезжал в Париж и служил на частной квартире. Потом нашлось помещение в доме № 5 по улице Петель, которое было освящено в том же году, на Пасху.

http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p01.htm

Маленькая группа, начавшая свою деятельность с июня 1930 года, быстро пополнилась многочисленными верующими : Преосвященный Вениамин (Федченков), архимандрит Афанасий (Нечаев), протоиерей Дмитрий Соболев, иеромонах Стефан (Светозаров), иереи Стефан Стефановский, Василий Заканевич, иеродьякон Серафим (Родионов, будущий епископ), Всеволод Палашковский (ставший священником гораздо позже), дьяконы Евфимий и Николай Шепелевские. Из мирян были, как сказано выше, среди первых Владимир Николаевич Лосский, Мария Александровна Каллаш, Владимир Николаевич Ильин, Михаил Бельский; были и Кирилл Шевич (будущий архимандрит Сергий) и Андрей Блюм (будущий митрополит Антоний).

http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p02.htm

Предоставим слово митрополиту Антонию : « У нас не было никаких иллюзий. Мы знали, что будучи как в плену, Патриарх не был свободен делать или говорить то, что хочет, но в той ситуации, о сложности и тяжести которой мы даже и не подозревали, он оставался верен своей вере». « Разделение с патриаршей Церковью нам казалось предательством, будто мученики были нами отвергнуты. Епископу Вениамину, бывшему ранее помощником митрополита Евлогия и в прошлом главному полковому священнику Белой Армии, однажды задали такой вопрос: „Как вы, белогвардеец, можете принадлежать к красной Церкви ?”, и он ответил : „Прежде всего, Церковь не может быть красной ! А потом, даже если бы моя мать стала вдруг проституткой, то я бы от нее не отказался — а ведь русская Церковь стала не проституткой, а мученицей !” »

«Что же касается меня, — продолжал митрополит, — то уже первое мое впечатление стало решающим. Дело было в 1931 году. Тот период мне напоминает слова одного старого румынского пастуха: „Прошли времена, когда священники у нас были деревянными, а чаши — золотыми. Сейчас время деревянных чаш и золотых священников!” Я тогда просто пришел посмотреть. Но пришел поздно, когда служба уже кончилась. Церковь находилась в темном подвале, освещена была лишь огоньками лампад. Впереди я увидел медленно поднимавшегося по ступенькам незнакомого монаха, который был в состоянии полной сосредоточенности и ясного покоя. Я сказал ему : „Я не знаю, кто вы, но я хочу, чтобы вы стали моим духовником.” Это был отец Афанасий (Нечаев). И до своей безвременной кончины в 1943 году, он оставался моим духовным отцом.
«Отец Афанасий был валаамским монахом. Он происходил из благочестивой семьи. Учился в семинарии и вынес оттуда отвращение к богословию. Он стал железнодорожным рабочим. Придя к вере через баптистов, он решил получше узнать свое собственное вероисповедание и, для этого, отправился на остров Валаам. Там он встретил старика, бывшего монастырским работником в течение пяти лет и потерявшем ногу на этой работе. Он одиноко жил где-то на территории монастыря и никогда не принимал пострига. Молодой человек спросил его : „Почему вы так и не стали до сих пор монахом, хотя уже так давно живете в монастыре ?” Старик ответил : „Это потому, что я еще не научился плакать о страданиях всего мира”. В своих мемуарах о. Афанасий пишет : « В тот момент я все понял!». То, что мешало этому старику стать монахом, помогло отцу Афанасию им сделаться. Когда, в 1924 году, был основан Институт Святого Сергия, монастырь отправил его в Париж изучать богословие. В момент раскола, он присоединяется к маленькой группе людей, остававшихся верными патриаршей Церкви. Он стал первым настоятелем прихода». «Это был замечательный человек, абсолютной простоты, — продолжает митрополит, — он жил очень бедно. Однажды я получил письмо от одной дамы из России, которая знала его еще совсем молодым. Это было самое начало правления большевиков, когда бедствовали и голодали все. Как-то раз отец Афанасий пришел к ней в дом, с человеком, который был еще беднее их, и сказал : „Вот, я привел вам бедняка, накормите его !” Эта дама жила со своей дочерью, и у них, чтобы выжить, едва хватало еды на двоих. Она проговорила в смущении : „Но ведь у нас есть только малюсенький кусочек хлеба !” „Прекрасно, — ответил монах. — Тогда мы сможем его разделить !” » . Лидия Александровна Успенская со своей стороны рассказывала, что отец Афанасий, в ту пору настоятель церкви на улице Петель, не колеблясь, как и Преосвященный Вениамин, пускал в свою постель клошаров (бездомных) с улицы, а сам ложился на пол. Он часто брал деньги взаймы, и кредиторы после его смерти надеялись получить свое, но не нашли у него ни сантима, потому что он брал в долг с единственной целью — помочь кому-нибудь, как святой Иоанн Милостивый.

Тот же дух евангельской простоты вдохновлял и других основателей прихода. Такие люди были необходимы для того, чтобы выжить в такой ситуации — все были « неслыханно бедны ». В помещении, прилежавшем к церкви, вне части, предназначенной для клира, проживало несколько монахов, и в ту пору церковь носила имя Подворья Трех Святителей. Эмигранты, как правило, были бедны, а эта маленькая группка людей была еще беднее. Церковь находилась в подвале, раньше там была маленькая фабрика велосипедов. « Иконостас был из легкой древесины, — рассказывает митрополит Антоний, — а иконы — бумажные. Подворье жило исключительно за счет того, что люди оставляли поесть и за счет грошовых сборов, во время богослужений. У входа в церковь стояла картонная коробка, куда прихожане клали остатки своей еды. Однажды я обнаружил епископа Вениамина в коридоре церкви: он лежал, завернувшись в мантию, на самом полу. „Но что вы тут делаете, преосвященный ?” — спросил я его. Епископ ответил : „А что мне делать ? Один клошар спит на моей кушетке, другой — на моем матрасе, а третий — на коврике. Для меня не нашлось места, потому-то я здесь !»
Подготовка церкви к освящению потребовала большого труда. Каждый приносил что он сумел достать или что-нибудь из дома. Кто-то даже принес фотографию Шаляпина в роли Бориса Годунова. Начались бесконечные споры по поводу того, что можно поставить в церкви, а что нельзя, достаточно ли молитвы для того, чтобы изображение стало иконой. Отец Афанасий, который жил рядом с церковью, тогда исчезал и появлялся снова, когда ссора была уже закончена. Нужно было, во что бы то ни стало, найти настоящую икону, без которой невозможно служить. У одного антиквара нашли большую икону Иверской Божьей Матери, которая до сих пор освящает церковь своим присутствием, но она стоила целое состояние.

Одна прихожанка, Надежда Соболева , продала свои изумруды, икона поступила в церковь , и на Пасху состоялась настоящая служба.
Церковь, в соответствии с уставом Братства святого Фотия, имела двойное посвящение — она была посвящена трем Святым Иерархам, в знак верности вселенскому Православию, и одновременно — святому Тихону Задонскому, чтобы подчеркнуть, что эта верность проявляется в лоне русской Церкви. В ней было два алтаря, соответственно двум посвящениям, но также и для того, чтобы можно было служить по двум обрядам — по западному и восточному… Позднее церковь уже располагалась в новом здании, построенном в 1958 году на прежнем месте.


Некоторые важнейшие даты, связанные с историей Трехсвятительского прихода


1931
В январе митр. Виленский и Литовский Елевферий назначен Экзархом Московского Патриархата в Западной Европе на место митр. Евлогия (Георгиевского). В марте состоялось собрание, положившее основанию прихода в честь Трех Святителей и свят. Тихона Задонского, небольшой группы русских эмигрантов, оставшихся верными Московскому Патриархату, под председательством Вениамина (Федченкова), епископа Севастопольского, назначенного митр. Елевферием викарием для Франции и первым настоятелем прихода.

1933
Роспись первого иконостаса прихода Леонидом Успенским и Георгием Кругом, по просьбе архим. Афанасия (Нечаева).

1934
В марте - отъезд еп. Вениамина (Федченкова), возведенного в сан архиепископа Алеутского и назначенного Экзархом Московского Патриархата в Северной Америке. Архим. Афанасий назначен на его место настоятелем прихода.

1935
Основание прихода в честь Святой Троицы в Ванве (ближнем пригороде Парижа) иеромонахом Стефаном (Светозаровым) и франкоязычного прихода Всех Скорбящих Радости и св. Женевьевы Парижской в 5-м округе Парижа свящ. Михаилом Бельским.

1942
Пострижение в монашество Кирилла Шевича, с именем Сергия

1943
Пострижение в монашество Андрея Блюма с именем Антоний. Кончина архим. Афанасия (Нечаева).

1944
Основание иконописной мастерской, где Леонид Успенский будет обучать иконописи вплоть до своей смерти в 1987 г.

1945
Воссоединение с РПЦ Моск. Патр. по инициативе митрополита Евлогия всех приходов, отделившихся от нее, под единым Западно-Европейским Экзарзатом. Митр. Евлогий назначен экзархом. Пострижение Стефана Еремина в монашество с именем Николай.

1946
Кончина митр. Евлогия. Повторный разрыв с Моск. Патриархией всех западно-европейских приходов, находившихся в его подчинении. Приход Трех Святителей становится кафедральным храмом Экзархата Московского Патриархата. Преосв. Серафим (Лукьянов) назначен экзархом.

1947
Иеромонах Николай (Еремин) назначен настоятелем прихода

1948
Монах Антоний (Блюм) рукоположен в иеромонаха. Георгий Круг пострижен в монахи с именем Григория.

1949
Преосв. Фотий (Топиро) назначен экзархом. Иером. Антоний (Блюм) отбывает в Лондон.

1951
Преосв. Борис (Вик) назначен экзархом

1953
Архим. Николай (Еремин) посвящен во епископа Клишийского.

1954
Преосв. Николай (Еремин) возведен в сан архиепископа и назначен экзархом.

1957
30 ноября - хиротония во епископа о. Антония (Блюма) в Трехсвятительском приходе.

1958
Кончина Владимира Лосского. Строительство нового здания, где церковь располагается в настоящее время, разрушение подвала и переход в новое здание. Роспись нового иконостаса и фресок до 1960 г.

1960
Высокопр. Николай (Еремин) возведен в сан митрополита Корсунского

1961
Настоятелем прихода назначен протоиерей Александр Туринцев

1962
Преосв. Антоний Блюм возведен в сан архиепископа

1963
Митр. Николай (Еремин) отправляется на покой. Выскопреосв. Антоний (Блюм) возводится в сан митрополита Сурожского и назначается экзархом.

1968
Архим. Петр (Люилье) рукоположен во епископа Корсунского. С этого момента все епископы, служащие в Париже, носят титул "Корсунский".

1969
Кончина о. Григория (Круга)

1974
Высокопреосв. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский, назначен экзархом.

1978
Митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) назначен экзархом

1980
Еп. Петр (Люилье) по благословению Моск. Патриархата переходит в Американскую Православную Церковь. Корсунская епархия управляется временно; сначала экзархами, затем председателем Отдела внешних церковных сношений митр. Смоленским и Калининградским Кириллом до 1993 г.

1984
Митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) назначен экзархом. Кончина прот. Александра Туринцева.

1985
Кончина митр. Николая (Еремина). Прот. Лев Махно назначен настоятелем прихода.

1987
Кончина архим. Сергия (Шевича) в июле и Леонида Успенского в декабре.

1989
Прот. Николай Иноземцев назначен настоятелем прихода.

1993
Еп. Гурий (Шалимов) становится епископом Корсунским (епархия включает отныне Швейцарию и Италию).

1999
В марте еп. Гурий покидает Париж. В декабре еп. Иннокентий (Васильев) становится управляющим Корсунской епархией и исполняет обязанности настоятеля Трехсвятительского прихода.

2004
И.о. настоятеля прихода становится иером. Нестор (Сиротенко).

А теперь – примерно та же самая история, но в фото и в лицах:
http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p03.htm
http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p04.htm
http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p05.htm

(Здесь в числе других снимков – фото только что поставленного епископа Антония (Блюма), 30 ноября 1957 г).

http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p06.htm
http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p07.htm
http://e.korsoun.free.fr/album/expo75_p08.htm

Ну и мои скромные фото помещу также здесь:

(Трехсвятительский храм снаружи, современный вид)

(прихожане с митр. Киевским Владимиром, осень 2005)

(На Всенощной, перед чтением Евангелия, 11.02. 2006)

(Митрополит Кирилл после Всенощной под престольный праздник храма, 11.02. 2006)

(Митрополит Владимир на Литургии в день праздника Сретения, 15.02. 2006)

(Трехсвятительский храм, иконостас правого придела)

(Фрески и часть икон)


(Фрески в алтаре, ин. Григория Круга)

(Еще, плюс ваш покорный слуга)

Перед юбилейным 2006-м годом архиеп. Иннокентий предпринял капитальный ремонт Трехсвятительского храма, в конце 2003-начале 2004 гг. К сожалению, что-то старое, что связывало храм с предыдущими поколениями, молившимися здесь, храм после этого потерял. Сделали новый потолок, который на несколько см уменьшил высоту помещения; заменили пол, переставили иконы, установили кондиционеры. Некоторые иконы почему-то куда-то убрали. С кондиционерами стало, бесспорно, молиться легче, поскольку духота и жара летом донимали нередко; ну и пол стал лучше выглядеть. А в остальном – потолок стал немного скрывать настенные росписи вверху, и общая атмосфера приобрела несколько «гламурный», как говорят сегодня, оттенок…

Через 2 года уж будет еще один юбилей, теперь уже 80 лет храму… Уже 4 года я там не служу. Количество прихожан увеличилось, по воскресеньям причащают уже из двух чаш. Много детей. И все это за счет новоприбывших русских и украинцев. Впору строить новый храм, но вот когда это еще совершится?

Впрочем, не только в Трехсвятительском храме изменилась обстановка по сравнению с той, что была даже лет 8-9 назад. Крупнейший Александро-Невский храм Парижа,

некогда центр всей русской эмиграции Франции (Константинопольского Патриархата), сейчас весь осаждаем молдаванами, а подступы к нему заклеяны многочисленными объявлениями на разные темы. Рядом с собором – церковный дом, где висит доска с расписанием служб и просьбой не вешать объявления. Но их все равно вешают: кто-то ищет работу гувернантки, кто-то предлагает переводческие услуги, кто-то сделать ремонт…

Tags: сувениры заграничные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments