pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Вышел второй номер журнала "Имперiя Духа"

Несмотря ни на какой кризис! C моей статьей "Если ересь - грех, то любой грех есть ересь". Представляющей собой две объединенных ЖЖ-записи за 2006-й год:

http://pretre-philippe.livejournal.com/7702.html
http://pretre-philippe.livejournal.com/10645.html

Статья ранее была предложена журналу "Континент", который меня также однажды напечатал, но, видимо, редакцию не заинтересовала, поскольку никакой реакции не последовало. Но зато там пишет в последнее время на актуальные церковные темы весьма интересный публицист Владимир Можегов, которому я явно уступлю во многих отношениях. Но о нем как-нибудь в другой раз...

Кстати, тема миссионерства затронута на самых первых страницах вышедшего номера "Имперiи Духа" главным редактором журнала Сергеем Рябовым. Сергей пишет о миссионерстве, раскрывая в немногих строках всю его неоднозначность и антиномичность, из-за которых сегодня зачастую и ведутся споры. Эти мысли достойны, мне кажется, того, чтобы воспроизвести их еще раз здесь.

Многое в православии основано на не всегда разрешимых рассудком данностях. Одни из самых важных, например:

Христос есть истинный БОГ и истинный ЧЕЛОВЕК. Божественное и человеческое слито в Нем НЕРАЗДЕЛЬНО и НЕСЛИЯННО.

Последнее откровение о Боге сверхразумно, и обычная человеческая логика здесь бессильна. Ереси - это, обычно, попытка рационализировать неподдающееся сему, выбор "одной из сторон" (предпочтение одной стороны парадокса): или только "Бог" или только "человек", или только "нераздельно" или только "неслиянно".

Православный богослов о. Леонид (Хроль) писал: "Христианин не может быть сторонником одной какой-либо точки зрения, одной какой-либо партии, отрицая все остальное со слепым упорством: подобного рода человек везде будет являться еретиком: в познании, в искусстве, в жизни. Ибо, включая в себя все, что есть истинного во мнениях исторически признанных ею еретическими, Церковь определяет активную (единственно возможную), единственно же и осуждаемую ересь (лжеучение), как сознательное волевое ущербление всецелой истины, сопровождаемое активным и упорным отрицанием того, что превосходит еще наше понимание".

В общем, вся христианская догматика, так или иначе, строится на подобных кажущихся "противоречиях". Понять это, конечно, возможно только "в духе", в меру смирения рассудка и восприятия откровения, что открывает Бог в Церкви и Таинствах.

Думается, подобный подход можно распространить и на идею миссионерства. У нас получатся две, внешне противоположные истины:

1. Сама идея прозелитизма "безблагодатна", если брать ее мирской аспект. В чем-то она естьневерие в вездеприсутствие Божие. "ИЖЕ ВЕЗДЕ СЫЙ И ВСЯ ИСПОЛНЯЯЙ", читаем мы о Боге- Духе Святом в молитве. Если траву тянуть из земли, то она не будет расти быстрее, а порвется, вырвется с корнем, погибнет.

Бог открывается человеку весьма таинственно и непостижимо. Тем более мера близости к Богу, мера "теозиса" - это и мера видения своего несовершенства. Непросто мнить себя достойным того, чтобы донести до других БЛАГУЮ ВЕСТЬ. Менять можно только "себя". И единственно возможное миссионерство - это собственное воцерковление. Другими словами, миссионерство почти бессмысленно, и соотвественно "НЕВОЗМОЖНО И ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО".

2. "ИТАК, ИДИТЕ, НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, КРЕСТЯ ИХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА..." (Мф. 28:19). Есть долг любви, по которому обладающий некой радостью, некой, пусть ограниченной, близостью к ИСТИНЕ, ДОБРУ И КРАСОТЕ, неизбежно хочет поделиться этим. И страдает, видя оторванность мира и всех остальных от Бога. И все мы знаем, что Евангелие должно быть "проповедано всем народам". Мы ведаем тупики протестантского и инославного прозелитизма и просто должны "делиться" тем, чему сопричастны. "Свято место пусто не бывает". Если не мы, то кто? Соответственно, миссионерство "НЕОБХОДИМО И ЕСТЕСТВЕННО".

Видимо, "путь миссионера" - пройти между этими крайностями, СОВМЕСТИТЬ и ПРЕВЗОЙТИ ИХ. Свидетельствовать о Боге можно, только понимая в общем "невозможность" этого, понимая, что по большому счету можно изменить только самого себя, и только тогда поменяется мир. И что, собственно, возможно и нужно "обратить" только себя.

Говоря чуть по-иному, свидетельствующий о Боге не должен "ожидать результатов" миссионерства, вверяясь по мере сил Воле Божией.

Но это не означает бездействия. "ПОКОЙ" здесь должен быть един с "ДВИЖЕНИЕМ". Идея "прозелитизма" должна быть принята как бессмысленная, но нужно делать все, чтобы "мир менялся". Это должно быть как бы "страстию бесстрастной".

"СТЯЖИ ДУХ МИРЕН, И ТЫСЯЧИ ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ", - говорил св. Серафим Саровский. Если представители других вер будут видеть доброту, любовь и мудрость у православных, то тогда они сами смогут принять православие всем своим сердцем. А терпимость к инакомыслию и инаковерию должна стать нормой миссионерства в современной России. Иначе оно обречено на неудачу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments