pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Кое-что о святости и канонизациях

Участники ogreshin, а за ним ustavschik пишут:

Похоже, что новый критерий святости сейчас следующий. Если верующий смог несмотря на всю свою религиозность остаться нормальным человеком - не неврастеником, не параноиком, не шизоидом, не злобным психом, не самовлюбленным идиотом, не подлюгой, не мизантропом, не пофигистом, не аутистом, не змеем-горДынычем итэдэ итэпэ - то... недалек он от Царствия Небесного!

Я бы еще к этому добавил следующее...

В истории как Византии, так и России было канонизировано немало тех личностей, поступки которых были далеки не то, что от святости, но даже от элементарной человеческой порядочности в рамках правила "не делай другому, чего не желаешь самому себе". Я имею в виду некоторых императоров, царей, князей и т.д. Константин Великий, Юстиниан, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иосиф Волоцкий, - список можно продолжить... Никто даже из наших церковных современных неврастеников не решится на те поступки, на которых решались они! :))

Разумеется, кто без греха? - с этим никто и не спорит. Да, конечно, можно стать святым и в последний момент своей жизни, сделав поступок, достойный увековечения, памяти и благодарности. Разбойник благоразумный, распятый со Христом, наследовал Рай - мы в этом не сомневаемся. И все же... Имя этого разбойника остается неизвестным, его не канонизировали, в честь его не пишут икон... Почему бы некоторых святых, канонизация которых есть уже свершившийся факт, не приравнять к этому разбойнику? Все-таки святой по жизни, по качеству ее как-то неизбежно отличается от всех прочих, хотя эта святость бывает для окружающих совершенно не заметна.

Мне думается (я не утверждаю определенно), что в истории были случаи канонизаций не столько по критериям качества личной жизни святого - насколько она была близка к жизни Христа и Его любви - сколько по соображениям пользы, целесообразности, что всегда так или иначе связано с политикой. Но это весьма рискованная и уязвимая позиция! В таком случае эта идея может быть доведена до полного абсурда, что сейчас и происходит: теперь есть люди среди православных, которых не так уж мало, желающие канонизации самого Сталина. Мне кажется, надо из этого людям Церкви извлечь определенный урок...

P.S.: Меня тут справедливо поправили, что безымянный разбойник иногда изображается на иконостасах, и такая традиция есть. Но все же литургическое его почитание не сопоставимо с почитанием многих действительно любимых народом святых. Здесь могла бы идти речь не столько о деканонизации как таковой, а о возможном тогда выделении некоторых святых, чьи жизни могут вызывать споры, в том числе среди самих верующих, в отдельную группу. Пусть разбойник и изображается на боковых дверях иконостаса, но все-таки мы ему не воздаем той чести, какую воздаем прп. Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и тем многим святым, чья жизнь вопросов в целом ни у кого не вызывает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 223 comments