pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

О Голландии и не только о ней

пишет мой хороший знакомый Владимир Мельник, уроженец г. Сумы, а ныне работающий и проживающий в Голландии (г. Вагенинген)

...Ложь, недосказанность, однобокость мне всегда была неприятна. Всякий стереотип есть ложь, попрание истины, потому что не отражает правды. Я всегда пытаюсь бороться со стереотипами, где бы или о чём бы они не возникали: о странах (Восточная Европа, Голландия), о религиозных конфессиях (Православие, западные исповедания), о явлениях... Стереотипы могут возникать как в положительном, так и в отрицательном направлении, в защиту или против - не важно, это всё равно стереотип, пустая ширма без фундамента подпорок.

Да, о Православной церкви судят по невежественным попам и агрессивным бабам (отрицательно), кто-то по золочёным иконостасам, иконописи и богатым облачениям (положительное)... О голландии судят по кофе-шопам (отрицательно) или по тюльпановым полям и пряничным домикам и каналам (положительно)... Но всё это стереотипы, картонные домики без фундамента. По сути не столь важно, где, в какой ситуации унижается истина, важно, что она унижается!

Это не единственные стереотипы. Еще то, что "все кругом занимаются сексом" и "шприцы вместо газонов".

Сыр - да, из-за особо знаменитых сыров Гауда, Даальдамер, Массдамер и т.п. ОДНАКО среднее потребление сыра в Голландии значительно ниже, чем в Италии, франции, Испании и Великобритании.

Наркотики. Известность из-за легализованных кофе-шопов, где легализован приём марихуаны (сигареты или пирожки). ОДНАКО употребление наркотиков среди голландцев - самое низкое в Европе и одни из самых низких в мире. В кофе-шопах также едва ли сыщешь голландца. Зато без труда встретишь немцев, бельгийцев, русских, французов.

Голубизна. Да, известность из-за впервые в мире, в 2001 (да, совсем недавно) легализированных партнёрских гомо-отношений (лесбиянок, кстати, больше регистрируются по статистике, однако о них почему-то умалчивают). ОДНАКО по анонимным исследованиям, процент гомо (голубых или лесбиянок) в Голландии не выше, чем в странах восточной Европы, в т.ч. России и Украине (несмотря на сильнейшие гомофобные социальные нормы в странах Восточной Европы). Процент людей, имевших опыт однополых отношений в Голландии ниже, чем в среднем по Европе, а во Франции выше. Умалчивают также о постоянных протестах христианских партий.

Идём дальше о садомо-гоморско-вавилонской стане Голландии.

Аборты. По уровню абортов на душу населения занимает одно из самых последних мест не только в Европе, но в мире! Да и то, 95% совершающих аборты - марроканки и турчанки.

Возраст вступления в половые отношения. Средний возраст стабильно чуть выше 17 лет с учётом всех соц. групп. Для сравнения, в России около 13,5-14 лет с ежегодным понижением.

Количество сексуальных партнёров в жизни. Одно из самых низких в Европе.

Количество партнёров за пределами брачных отношений (попросту, количество измен). Одно из самых низких в Европе. Одно из самых низких в мире количество разводов (кстати, рядом с Италией).

(представляю реакцию наших "настоящих мужиков": "Гыыы, лохи больные! Они чё там, импотенты?!". Подобную реакцию приходилось слышать, кстати).

По количеству суицидов, да, как и все северные страны мира, количество их в Голландии велико. Впрочем, не так велико, как в Украине, России и Финляндии, которые лидируют.

Уровень семейного насилия. Одно из самых низких в Европе. В России - одно из самых высоких в мире(!).

Количество краж (не считая велосипедные кражи), убийств, драк, ограблений, изнасилований - опять таки, одно из самых низких в Европе, хотя, опять таки, с приплывом иммигрантов ситуация несколько меняется.

Уровень коррупции - один из самых низких в мире (рядом с Финляндией). Отечество наше находится несколько в другом конце.

Уровень благотворительности на душу населения - один из самых высоких в Европе (как ни странно!), и это при баснословных налогах и относительно невысокой зарплате.

Потребление алкоголя и табачных изделий - одно из самых низких в Европе и мире. Курение здесь классовая особенность (низкий социальный класс).

Продолжать можно много и долго... Могу много говорить из собственного опыта общения с голландцами. При том, что это не моя страна, мне бы не хотелось здесь жить (несмотря на бытовой комфорт), и к голландцам у меня особое отношение... но всё равно при этом есть многое за что я уважаю голландцев и страну. За всё время, что живу, я ни разу не видел шприца (в Украине видел, видел и в России), ни разу не видел, чтобы кто-то занимался на улице сексом или квази-сексом (в Украине видел), никогда не видел, чтобы девушка лезла молодому человеку в штаны, кто-то кого-то домогался, или кто-то кого-то бил, или кто-то нажрался до блевания (в Украине часто доводилось видеть)... Наверняка это есть, везде сыскать можно, но мне не доводилось видеть... Вопрос нужно ставить не "есть или нет", а "как часто", насколько это нормально для того или иного общества. Увы, в Отечестве нашем всё перечисленное "в порядке нормы", я уж не говорю о "концепции настоящого мужика", с которой мне доводилось не единожды знакомиться... Здесь всё перечисленное дикость, какое-то патологическое исключение, здесь правда не привыкли к этому. Когда голландцы приезжают в России или Украину, то спрашивают "почему вокруг одни проститутки", приходится объяснять, что они вовсе не проститутки, просто так одеты (у кого-то не хватает чувства стиля, кто-то движим ложными представлениями, кто-то не имеет собственного мнения и подражает всему гламуру и т.д.). Кстати, если спросить у кросс-культурных психологов какова самая главная черта голландцев, то они скажут: ориентация на семью, семейные ценности... Здесь и количество проведённого времени с детьми обоими родителями (а не только мамами, как у нас), и распределение бюджета, и совместные отпуски, и понимание ответственности отношений вкупе с приведённой выше статистикой. Помимо того, голландцы считается одной из самых путешествующих и саморазвивающихся наций. В чём саморазвитие? Чтение, спорт, изучение языков, вовлечение в какие-то иные хобби, творчество, посещение музеев, концертов и театров...

Голландцы, приезжая из отпуска рассказывают о том, что увидели и чего нового узнали интересные факты, природа, музеи. Когда же в Голландию приезжают светильники высокой нравственности из богоспасаемого оплота... Как думаешь куда направятся? Правильно - улица красных фонарей, кофе-шопы и ещё раз улица красных фонарей и ещё театр секса или что-то вроде того... далее по магазинам. Быть может, 1 из 30 за время поездки сходит во всемирно известный Королевский музей, где собраны уникальные работы Рембрандта и фламандской школы. 1 из 50 съездит в Мадуродам (миниевропа) или тюльпановые поля. Да, можно пройтись по улице красных фонарей, чтобы создать своё впечатление, можно зайти на экскурсию в кофе-шоп, никто не заставляет курить или что-то покупать... но как ЭТО может иметь вершинный приоритет интересов?!!!


Когда случаются концерты русской духовной музыки, я всегда стараюсь популяризировать, развешивать проспекты на доске объявлений, рассылать информацию... Голландцев, в том числе, молодёжи, в том числе и из нашего универа я видел. Представителям же оплота нравственности это неинтересно. Как и не интересны великолепные, действительно великолепные концерты, которые нигде ТАК не услышишь, например, реквиемы Моцарта и Верди, Страсти по Иоанну и Матфею... Крутят носом: а чё туда идти? мы, вот, с друзьями собрались в Амстердам поразвлечься (мне так несколько раз отвечали между прочим).

При этом, сами же представители оплота считают себя на голову выше и нравственнее голландцев, и не стесняются говорить об этом.

Но никто не замечает фактов, никто не может сравнить себя. Миф о "развратном западе" и "благочестивом высоконравственном отечестве" всё ещё крепок и многие в него усиленно верят не жалея живота своего... Помнишь, как у Пушкина:


Бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она


Мифотворчество - сильная вещь. Люди верят, искренне верят. Как у Дитриха Бонхеффёрера в его знаменитом "Трактате о глупости":

"Глупость - еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно."

Или вот ещё замечательный момент из Шварцевского "Дракона":

Ланцелот: Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: "Слава тебе, победитель дракона!"

1-й горожанин: Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот.

Ланцелот: Но ведь вы знали, что дракона убил не он.

1-й горожанин: Дома знал... - а на параде... (Разводит руками.)

Также общаясь с людьми, приводишь доводы, факты, взываешь к разуму, встречаешься через какое-то время и всё становится на круги своя... Протестант, с которым беседовал об иконопочитании и иконографии, снова твердит "молятся иконам-идолам", американец снова укрепился верою в то, что "в России водят на свадьбах меджведей с бубнами и у всех часы с кукушкой на груди на цепочке", представитель высоконравственного оплота снова твердит о "развратном гниющем западе и высоконравственной родине - примере для всех народов" и рассказывает о вживлённых в руку и голову чипах, знакомый россиянин в который раз рассказывает мне, что фартук по-украински будет "напизник" и прочие лингвистические изыски, и снова и снова одно и то же...

Для истины глухи и равнодушны, А баснями питаются они. Каждый вибирает басню по сердцу. Но принцип у всех един! Дома знал... - а на параде... (Разводят руками.) Может слишком уж много парадов? Что нет места и времени для собственного мнения?

Ты же знаешь, что толпа... что все на параде всегда знают кто виноват: "жидомассонский заговор", "мировая закулиса", "антихрист", "развратный запад", "сосед по дому", "правительство", "горисполком", "демократы", "попы"... Всегда есть лёгкий и чёткий ответ :) Это тоже часть мифа, его кульминация, я бы даже сказал. Найти причину в ином всегда легче, а если иного нет, то его непременно лучше выдумать. Так же жить легче!


Вот что пишет еврейский философ Исайя Берлин:

"Несомненно, предоставлять политические права и гарантию невмешательства со стороны государства людям, которые полуголы, неграмотны, голодны и больны, значит издеваться над их положением; прежде всего этим людям нужна медицинская помощь и образование и только потом они смогут осознать свою возросшую свободу и сумеют ею воспользоваться. Чем является свобода для тех, кто не может ею пользоваться? Если условия не позволяют людям пользоваться свободой, то в чем ее ценность? Прежде следует дать людям наиболее важное; как говорил радикальный русский писатель девятнадцатого века, иногда сапоги важнее произведений Шекспира; индивидуальная свобода — не главная потребность человека. Свобода — это не просто отсутствие какого бы то ни было принуждения; подобная трактовка слишком раздувает значение этого слова, и тогда оно может означать или слишком много, или слишком мало. Египетский крестьянин прежде всего и больше всего нуждается в одежде и медицинской помощи, а не в личной свободе, но та минимальная свобода, которая нужна ему сегодня, и то расширение свободы, которое понадобится ему завтра, — это не какая-то особая для него разновидность свободы, а свобода, тождественная свободе профессоров, художников и миллионеров."

Основная мысль звучит очень красиво и соблазнительно: голодные не могут пользоваться свободой. Обуй, накорми, и увидишь новых людей свободных и нравственных....

Но, мысль эта слишком идеалистична и оптимистична. Признаюсь, мне лично тоже очень долго хотелось верить в эту идею. Безнравственность и глупость от нищеты, но создай условия, накорми, образуй его, и увидишь нового человека. Как ни прекрасна и соблазнительна эта мысль, как бы мне лично ни хотелось в неё верить (до сих пор!), но она далека от истины и противоречит реальности...

Порочность не от бедности. Не в этом причина. Нищета ужасная сила, способная сломать очень многих. Это правда. Но вместе с тем, уверен, что деградация начинается не в самой низкой точке безысходности, но гораздо раньше. И бедные бывают нравственными... (и в нищете своей воруют книги из библиотеки, а не водку или папиросы - я реально знаю такого человека). И безнравственного сколь много не делай богатым, сколь много не просвещай, более нравственным он не станет, более того, вполне может попрать всё ногами и, обратившись, растерзать благодетеля (Мф. 7:8). Помнишь, как в "Трёх разговорах" Соловьёва:

"От одной и той же влаги живительного дождя растут и благотворные силы в целебных травах, и яд - в ядовитых. Так же и действительное благодеяние в конце концов увеличивает добро в добром и зло - в злом"

Нет, не "жидомассонский заговор", и не "развратный запад" является причиной деградации, и даже не нищета... Причина мне видится иной. Но способность к самостоятельному мышлению вообще. Столетиями в оплоте нашем выбивалась свобода мысли, выбивалось всякое человеческое достоинство (были "ничто" - холопья государевы, затем винтики "системы счастья" - суть одна и та же). Собственная мысль, способность мыслить, считались грехом, вопрос "почему" обрёл негативную маску, а любое сомнение стало восприниматься, как ересь... К мыслящим людям всегда относились с подозрением во все времена... За столетия мысль стала равносильной чтению бегущей строки. Жизнь превратилась в сплошной парад... Снова вспоминаю слова из "Дракона":


Дракон. Вранье, вранье. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.

Ланцелот. И все-таки они люди.

Дракон. Это снаружи.

Ланцелот. Нет.

Дракон. Если бы ты увидел их души -- ох, задрожал бы.

Ланцелот. Нет.

Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам -- человек околеет. А душу разорвешь -- станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

Вот такие души... и такое мышление...

Способности к самостоятельному, критическому мышлению есть прививка против мнения большинства или... меньшинства... против толпы КАКОЙ БЫ ОНА НИ БЫЛА (!!!!). Случается, что толпа идёт дружно в правильном направлении, но ведь неизвестно куда повернёт она завтра... Свобода и критическое мышление есть стержень. Человек, не способный мыслить самостоятельно, критически утрачивает этот стержень, как утрачивает способность ходить человек с перебитыми ногами или спиной... непременно нужно на кого-то опереться, и соответственно, идти с ним туда, куда он идёт: учительница, политический деятель или лидер группы, священник, авторитет... кто угодно - суть одна и та же.

Часто приводят аргумент "зато у нас церковь процветает". Ну и что? У меня была (и есть) возможность понять, как относятся к Православной Церкви "носители благодати а-приори" и иностранцы, пришедшие в Церковь. Первые приносят свой сундук с набором разноцветных стереотипов, клише, шаблонов "должно быть так!", "а у нас всегда так было". Сундук этот столь обилен, что он просто закрывает собою Христа. Церковь Христову, Тело Его воспринимают как некий традиционный обрядотворческий институт... При этом они всегда всё знают и никогда ничем не интересуются. Иностранцы входят в поприще Церкви с осторожностью, стараются узнать всё получше, много читают (хотя, строго говоря, и это не гарантия, но важен сам подход). Не так уж редко можно услышать фразу, обращённую к иностранцу, изучившему тома по патрологии, церковной истории, нравственному, сравнительному богословию и т.д.: "Я православная с рождения! А ты тут кто?". Нередко подобные слова обращают и представители "оплота нравственности", исправно освящающие кулич и бутылку водки на Пасху, дважды разведённые с любовницами, поднимающие руку на жену, и постоянно приказывающие ей (что б знала своё место), при этом вернувшиеся только что из гуляний по амстердаму - ведь нужно же соответствовать концепции "настоящого мужика".

"- Положение в самом деле тяжелое: Духа Христова не имея, выдавать себя за самых настоящих христиан. За христиан по преимуществу при отсутствии именно того, что составляет преимущество христианства. Но мне думается, что это печальное положение и есть именно положение антихристово, которое для более умных или чутких отягощается сознанием, что ведь в конце концов кривая не вывезет.

- Во всяком случае несомненно, что то антихристианство, которое по библейскому воззрению - и ветхозаветному, и новозаветному - обозначает собой последний акт исторической трагедии, что оно будет не простое неверие, или отрицание христианства, или материализм и тому подобное, а что это будет религиозное самозванство, когда имя Христово присвоят себе такие силы в человечестве, которые на деле и по существу чужды и прямо враждебны Христу и Духу Его.

- Ну конечно, дьявол не был бы и дьяволом, если бы в открытую играл!"

(Соловьёв. Три Разговора)

Вот так и присваивают его по-тихонечку. Кто в сердце своём, кто на кухне со знакомыми, а кто и на площадях и церквах, где зачастую с амвонов с труимфом и гордостью возвещается ересь гносеомахии, непогрешимости, постоянная ложь, запутавшаяся и противоречащаяся сама себе, бесконечно повторяющиеся лжесвидетельства и прекрасные или страшные мифы...

Замечательные слова вложил Василь Барка в уста священника в романе "Жовтий князь":

"Заповiдано нам,- сказав священик,- тiльки любов; сам Христос єсть любов божественна. Тi з нас - учнi Його, котрi виконують заповiдь. А хто нi,- не належить до церкви, хоч нехай тут вистоює днi i ночi. Огляньмось на своє серце! Гризня, огнем дихаєм чи байдужiстю. Заздрим i осмiюєм, лаєм чорно i шкодим ближньому, як змiї: без каяття, нiби так i треба. Хочем упертiстю пересилити Бога. Вийдем iз церкви, i знов живем, як погани: в ненавистi. А свята любов - вiд серця Божого; чи живем любов'ю? Нi!"

(Василь Барка - Жовтий Князь)


Станем молиться, чтобы Господь открыл глаза и умудрил сердца, но не только за наших соотечественников, но и за самих себя, чтобы узреть пути торжествующей правды. В ответ на вопрос Фомы "Как можем знать путь?" Господь сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6), а ещё Господь сказал "кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф.10:33)... По-разному можно отречься от истины... Чаще всего мы делаем это, согласившись с ложью, отвергнув полноту правды, подменив истину мифом... Станем же обличать ложь и неправду на всех путях своих, где бы не встречались с ними... Не всегда это просто... Вначале в сердце своём, отринув ложь, затем в общении с другими... Восстанем против лжи и полуправды и увидим полноту истины :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments