pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Черты больничного служения в современной России

Сегодня в больнице ко мне приходит жена одного больного при смерти. В слезах просит покрестить его. Больной инсультный, 66 лет. Говорит: «Сегодня глаза открыл, слышит нас, понимает». К вере явного интереса и стремления не проявлял, хотя против особенно тоже не возражал. Уверяла, что на вопросы он может отвечать глазами, что он теперь согласен покреститься. У меня сразу возникло скептическое предчувствие… Я предупредил, что, вообще-то, крестить такого поздно, жизнь вся прожита; окроплю больного только ради ее переживаний за него, а будет ли крещеным ее муж, так сказать, реально перед Богом, я сомневаюсь. Но тяжело таким отказывать, согласитесь! Тем более, жена говорит: «Ну ведь младенцев же мы крестим! А они ведь тоже ничего не понимают».

На месте увидел, что взгляд больного, под капельницей и в проводах в носу и во рту, довольно туманен и несмыслен. Он не смог бы ответить мне «отрекаешься ли от сатаны» и «веруешь ли Христу». Ну что тут делать?..
Прочитал из чина крещения молитвы, запрещающие действие дьявола, и дунул на него (чтоб хоть душа отходящего не очень терзалась бесами, хотя как там на самом деле будет – кто может знать?). Родственники молились вместе со мной. Затем прочел молитву из «чина крещения вкратце». Покропил больного во имя Отца, Сына и Св. Духа. Надел на него нательный крестик и на этом закончил. Святого мира у меня с собой не было.

Родственники облегченно: «Ну хоть теперь мы его отпеть можем»!

Контингент людей, попадающих в больницы и обращающихся в связи с этим к священнику, самый разный. Есть, разумеется, грамотные и начитанные в православном отношении, регулярные прихожане храмов ( с ними, естественно, никаких проблем нет), как есть и крещеные просто по традиции и о Церкви вспоминающие только тогда, когда прижмут обстоятельства и когда их телесная и возрастная немощь заставляет так или иначе задумываться о близком конце своей жизни. Чаще всего это – пожилые женщины. А есть и еще одна группа людей – это родственники больных, проявляющие собственную инициативу при вызове священника. Иной раз они могут быть более религиозно «продвинутыми», чем их родители, о которых они просят, тогда как сами больные толком и не представляют, в чем вообще смысл прихода к ним батюшки, допустим, ради их причащения. Просто уговаривают своих родных, и те вроде соглашаются. В общем, знают, что священник к больным приходит и что-то там делает. Слышали про причастие и просят причастить. Спрашиваешь их: а знают ли они, ЧТО это такое и в чем смысл причащения? Ведь это не таблетка, не медицинское лекарство… И оказывается, что часто вовсе не знают. Как катехизировать таких больных? Зачастую они уже и не вмещают ничего из истин веры, а некоторые и исповедоваться не могут, поскольку грехи свои не осмысливали. Реакция у них заторможенная, молиться сами не молятся: в лучшем случае, «Отче наш» знают.

Фактически, родные таких больных хотят реально что-то сделать и как-то помочь своим с точки зрения вечности. Ждут молитв Церкви о них. Это очень понятное и естественное желание! А что мы можем предложить этим больным в подобных случаях, кроме этого довольно механического причастия, по типу принятия таблетки? Негибкость наших богослужебных чинов и отсутствие разнообразия их чувствуется здесь с особой остротой. Ну почему нет до сих пор никаких служб об усопших, проживших вне церковного общения? Почему не молимся о некрещеных? (правда, есть некий канон мученику Уару, но почему Самому Богу не молиться так или иначе!?). Я нередко заменяю предполагаемое причащение, если вижу, что особого смысла в этом нет, или просто уже нет с собой Святых Даров, простым молебном о болящем, особенно когда есть еще вероятность, что больной некоторое время проживет. И предлагаю больному ознакомиться с Евангелием... А в некоторых случаях и канон на разлучение души от тела приходилось читать. Или же, предлагаю елеосвящение, которое провожу в русифицированном варианте. Некоторые части, особенно в каноне перед семью апостольскими и евангельскими чтениями, правда, с трудом или вовсе не поддаются русификации – я не знаю вообще, как их перевести и понять! Надо добраться до греческого Евхология и разобраться, – знает ли кто ссылку в сети?… Зато отрывки из Свящ. Писания читаю громко, просто по-русски, для родственников. Как правило, в палате с больным лежат еще люди – слышат или слушают... Слава Богу, никто никогда не возражал!

Отец Роман (roman_ip) в подобных случаях, несомненно, подтвердил бы, что все эти явления – последствия практического воплощения в церковной жизни «догмата о вечных адских муках» и запугивания им. Трудно с ним не согласиться! Люди думают: во что бы то ни стало надо покрестить больного, причастить его, отпеть усопшего ( нужное подчеркнуть :), и вроде как долг выполнили… При этом проявляется удивительная языческая наивность: как будто Бог тут же меняет отношение к человеку только потому, что над ним совершится некое священнодействие (при этом вся прожитая жизнь его остается, разумеется, за скобками)… И упаси Боже, если малое дитя умрет некрещеным, или больной в преклонных годах без причастия!

И все это также следствия утери смысла церкви как общины, собрания верных, едиными устами и сердцем участвующих в таинствах. Общины редки сейчас – зато есть приходы с «расходами», совокупность которых образует некую пирамиду… Благочестие даже среди вполне церковных людей среди нас настолько «заиндивидуализировано», что таинства воспринимаются многими именно с целью «освятиться», «защититься» и даже «обожиться», но для себя, своего собственного комфорта с явно эгоистическим оттенком, в отрыве от других, приходящих в тот же храм, допустим. Не мудрено ли, что причащение больных в таком случае совсем уж не обязательно прививает их к Церкви как Телу Христову, где каждый член нуждается в других и поддерживается другими!? Да и многие ли из нас, живых и «воцерковленных», в этой Церкви реально находятся? Вот, покрестил сегодня фактически уже мертвеца… И почему-то вспомнилось, как раз из одного из евангельских чтений таинства Елеосвящения: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов…»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →