pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Как на смену строгости приходит полное расцерковление?" (продолжение предыдущей темы)

Я сам замечал, как бывшие строгие православные с годами, по прошествии тех же 2000-х, постепенно становились скептиками, безбрежными либералами, агностиками или вовсе порывали с прошлым. Как же был мудр и прав отец Александр Мень в своем подходе! Я предвижу те времена, когда те церковные охранители и консерваторы, кто его всячески ругал за модернизм и экуменизм, будут прибегать к нему как к последней "палочке-выручалочке". Итак, игум. Петр Мещеринов (весьма точные наблюдения и замечания):

"Даже те, кого можно назвать очень консервативными людьми, оценивают опыт своих церковных 90-х как новоначальное внешнее воцерковление. А дальше христианину жить нечем. Вся эта дидактика: поститься, ходить на всенощные, исповедоваться, причащаться — перестает питать современного человека. Невозможно же все время ходить по кругу.
В начале нулевых такие отщепенцы и модернисты, как я, были редкостью, а сейчас их уже много. Более того, выросло так называемое поколение ДВР — дети верующих родителей. Многие из них отошли от церкви, потому что их воспитывали во внешней церковности, и они сыты по горло.

...человек пытается понять, что с ним творится. И слышит в ответ: «Как что? Вы гордые, не смиренные, плохо поститесь, плохо молитесь, вам надо еще чаще ходить в церковь, еще больше поститься и молиться». Он уже вырос из детской одежды, там туго, здесь жмет, а в ответ ни помощи, ни утешения.


...Пиетизм вдруг заново открывает для современного человека идею, которая давным-давно прописана в книге «Деяний апостолов». Первомученик Стефан ее высказал перед тем, как его побили камнями: «Бог не в рукотворенных храмах живет». Новизна Нового Завета — еще и в том, что людям было дано новое понятие о Боге: это не храмовое ритуальное божество. Он рядом с нами в повседневности — например, на свадьбе в Кане Галилейской.

И эта мысль тяжела. Гораздо проще отдать Богу дань, сходив в храм, а дальше жить как придется, хотя Священное Писание ни в коем случае не дает для этого повода. Православные все чаще воспринимают Бога как храмовое божество, а богообщение как храмовое благочестие.

Пирамида духовной жизни венчается причастием, а в основании — во-первых, личное богообщение, во-вторых, основанная на индивидуальном опыте этого богообщения коллективная жизнь общины. У нас же эта пирамида оказалась перевернута, и на первое место выдвинулась храмовая ритуалистика и причащение у нас именно что «для порядку».

...В 90-е и в нулевые, когда после советской пустыни восстанавливали церковную жизнь, хождение в храм и строгость исполнения внешних правил делали основной задачей. Такая строгость часто переходила в некое «самогнобление». Впоследствии на смену этой строгости приходит полное расцерковление. Уже и Священное Писание не такое, и исторический Иисус был другим, и Страшного Суда не будет, можно не заморачиваться и смело шагать в сторону облегченной психологии, этакого «коуч-христианства».

...в православии остались не изжитыми пелагианство и неоплатонизм.
Что такое неоплатонизм в православии? Это представление о том, что Бог есть механизм, и к нему нужно пробиться аскетическими усилиями — «замучиванием» тела. Как Максим Исповедник говорит: «Умучь себя голодом, жаждой и неспанием, и ты востечешь к Еди́нице». Это не живой личный Бог, который каждому человеку определяет свой путь. Все сводится к казарменной аскетике, набору общих упражнений, чтобы механически «востечь» к Богу. Это шире, чем храмовое божество, но принцип тот же. А пелагианство — это «сделай сам»: я буду аскетически трудиться, а Бог непременно даст мне благодать.

Первый и главный критерий соприкосновения с истинным Богом — это когда человек перестает осуждать других. Он всем существом прочувствовал, что он — немощное падшее создание, но Бог его любит и уважает. Значит, Господь и к другим относится так же. Тогда как можно кого-то осуждать?

Теперь что касается самоосуждения. В свете храмового божества мы виноваты примерно всегда: не читаем, не ходим, не исполняем, себя за это поедом едим, изучаем свое чувство вины под микроскопом. Это уже что-то из области психологии, к Богу отношения не имеет.

С Богом истинным человек вообще очень мало думает о себе. Он только знает, что, совершая грех, лишается благодати двустороннего богообщения, и жизнь отымается. Человек настолько слаб, что он жив только за счет своей связи с Богом. Эту он свою слабость он осознает ежесекундно, поэтому ему нет нужды ни «гнобить» себя, ни на ручках носить.

Полностью читать здесь
Tags: жизнь церковная, полемика, размышления
Subscribe

  • Все дружно про одно и то же...

    Вся дружеская лента заполнена одним: Фейсбук не работает. Ну и ладно. Я вообще не понимаю, что многие там нашли. Отлично помню, как году в 2010-м…

  • Апокалипсис наших дней и не только

    По какому-то жуткому недоразумению среди людей, преимущественно светских, слово "апокалипсис" утвердилось в значении чего-то страшного,…

  • О молитвенном кризисе, общем и частном

    Недавно в Москве прошла конференция, периодически созываемая по поводу памяти и наследия митрополита Антония Блюма, в Доме русского зарубежья под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

  • Все дружно про одно и то же...

    Вся дружеская лента заполнена одним: Фейсбук не работает. Ну и ладно. Я вообще не понимаю, что многие там нашли. Отлично помню, как году в 2010-м…

  • Апокалипсис наших дней и не только

    По какому-то жуткому недоразумению среди людей, преимущественно светских, слово "апокалипсис" утвердилось в значении чего-то страшного,…

  • О молитвенном кризисе, общем и частном

    Недавно в Москве прошла конференция, периодически созываемая по поводу памяти и наследия митрополита Антония Блюма, в Доме русского зарубежья под…