pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Женская проповедь в православной церкви: почему бы нет?

Обычно в пользу отрицательного ответа основываются на словах апостола Павла, например:
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви
" (1 Кор. 14: 34-35).
Или еще:
"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим. 2: 11-12).
Но вот сегодня, например, по церковному календарю память апостола Филиппа, одного из семидесяти апостолов и семи диаконов, об избрании которых говорится в Деяниях, 6-й главе. Конечно, это были никакие не диаконы в последующем и тем более современном варианте трехступенчатой церковной иерархии (епископ-пресвитер-диакон), тем более, что в тексте они так и не называются: Стефан, первый из них, был пламенным проповедником, за что и пострадал вскоре до смерти; Филипп тоже был проповедником, помимо того служения вокруг трапез, на которое они были избраны (см. 8-ю главу Деяний). Как следует далее из повествования, у Филиппа была семья и дом в Кесарии палестинской: "...Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие" (Деяния 21: 8-9). Где эти девицы могли пророчествовать? Разумеется, прежде всего в церковном собрании, а вовсе не у себя дома.
Вообще это вполне в русле всей библейской традиции Ветхого Завета, начиная с того, что сестра Моисея и Аарона Мариам была пророчицей (Исх. 15: 20), и кончая пророчицей Анной, дочерью Фануила из колена Асира (Лк. 2: 36).
Разумеется, ситуация в только что образованных церквях, где преобладали христиане из язычников, могла быть другой, отличной от той, что была среди иудеохристиан. Женщины у греков и римлян были в социальном плане более задвинуты, чем мужчины, и чаще были неграмотными, обреченными вести домашнее хозяйство, и среди них было наверняка очень мало тех, кто знал Писание. Кроме того, среди них легче могли распространяться разные суеверия, имея в виду которые, ап. Павел писал к Тимофею: "Негодных же и бабьих басен отвращайся" (1Тим. 4: 7). В то же время и апостола Павла, воспитанного в строгой фарисейской традиции, не стоит представлять себе таким уж "женоненавистником". В той же Коринфской церкви была некая Фива, "диаконисса церкви Кенхрейской" (Кенхрея - гавань Коринфа), которую Павел с удовольствием и уважением рекомендует (Рим. 16:1)... впрочем, кому? Римлянам, которых он в глаза до сих пор не видел, или же скорее общине Ефеса?... О происхождении 16-й главы Рим. можно найти уместные замечания Ф. Фаррара в "Жизнь и труды апостола Павла". В любом случае, хотя мы и не знаем точно, какими полномочиями обладали диакониссы в древней Церкви (по этому вопросу есть разные точки зрения, однако изучение древнего обряда поставления диаконисс привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении), можно тоже предполагать, что они не "молчали". Весь вопрос в подготовке, образовании и собственно проповедническом таланте. Если кто-то из женщин хорошо знает Писание и может качественно прокомментировать какой-то его отрывок в церковном собрании, как это делается в протестантских церквях, - почему нет?

Замечу на всякий случай, что вопрос о женском священстве я не ставлю. Только о проповедническом служении женщин, которое, между прочим, к иерархическому священству изначально не привязано.
Tags: библия, богослужение, жизнь церковная, писание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 191 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →