pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Наиболее удачное объяснение эпизода с Ананией и Сапфирой...

...как мне кажется, есть в книге Петра Константиновича Иванова "Тайна святых". Эмигрантский автор (1876-1956), вскоре после смерти незаслуженно забытый. О нем писал отец Василий Зеньковский:

"Ничто так не свидетельствует о его духовном даровании, как его прекрасная книга «Тайна святых», которая вся пронизана светом первохристианской веры. Можно сказать, что П. К. имел духовным оком видение ранней Церкви Христовой, и от этого видения у него суровое непримиримое отношение к современной церковной реальности. Не буду пересказывать его идей о священнослужителях «по чину Мельхиседека», но то, что он написал в своей книге о ранней христианской Церкви, свидетельствует о глубине его созерцания."

Попадались разные толкования этого места, но они меня никогда до конца не убеждали.
В конце концов, сколько было в последующие века христианской истории проступков среди христиан, куда более значительных по своей тяжести, чем утайка части своего имущества в свою пользу вместо того, чтобы отдать все в пользу церкви.

Итак, когда все приносили свои имения, этот муж Анания, продав собственность, решил часть денег и имущества припрятать, отложить на «чёрный день», так сказать. Апостол Пётр сразу угадал в Духе это состояние Анании, заметив: «Как ты допустил сатане вложить в сердце твоё солгать Духу Святому, ведь ты не нам солгал, но Богу!» Анания не вынес этого обличения, а спустя пару часов пришедшая жена так же мгновенно скончалась. Как замечает Пётр Иванов:
«Что означала эта внезапная смерть? Было бы нечестиво предполагать, что Пётр наказал Ананию смертью: никогда ни Христос, ни апостолы не могли бы принять участие в казнях («не знаете, какого вы духа» - сказал Господь Иисус ученикам, предлагавшим умертвить непокорных самарян)… Не убивать, а любовью приводить к покаянию следует тех, кто грешит. Смерть Анании не была наказанием, она была прямым следствием пребывания церкви в инобытии. В Царстве Божием (раю) все единогласны; нарушив согласие, Анания в момент обнаружения своего поступка выпал из церкви царственного священства. Он не мог продолжать своё существование в церкви безгрешной, какой была тогда церковь на земле. За гробом, где продолжается жизнь церкви до страшного суда, надлежало ему пройти очищение и покаяться» (Тайна святых).

Кстати, вслед за П. Ивановым я тоже уверен, что за гробом остаётся покаяние (иначе зачем вообще мы молимся об усопших?).
Понятно, что в последующей церковной истории чего только не было, и сребролюбие с роскошеством разных епископов в средние века и позже превосходило сребролюбие Анании и Сапфиры несоизмеримо. Которые на их фоне выглядят чистыми и непорочными агнцами... Но для духовного состояния первоначальной только что родившейся Церкви это действительно был контраст, несовместимый с её первозданной чистотой, о которой мы можем только догадываться. И это был неповторимый опыт именно Иерусалимской общины обращенных из иудеев христиан, поскольку среди христиан из язычников такого состояния скорее всего не было, о чем, например, пишет ап. Павел, обличая коринфских христиан за разделения и споры.
Tags: библия, книжная полка, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments