pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Про "чистых сердцем": некоторые уточнения

Кто это такие и кого мог под ними иметь в виду Иисус?
Для этого лучше обратиться к некоторым псалмам.
Например: «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на месте святом Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто (בר)...» (23: 3-4).
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла (ברה), просвещает очи» (18: 8-9). В данном случае в евр. оригинале стоит то же слово, что и в Пс. 23:4, только там говорится о чистом сердце, а здесь о светлой заповеди Господней (слово «бар» или «бара»).
Есть еще стихи из Песни Песней, где в похожем смысле употребляется это же слово: «Но единственная - она, голубица моя, чистая моя... Кто это, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» (Песн. 6: 9-10). Итак, отсюда следует, что чистота и светлость, прозрачность для света - в данном случае синонимы, и одно предполагает другое. Можно вспомнить другое изречение Иисуса из Нагорной проповеди на данную тему: «Светильник тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6:22).
С другой стороны, когда в известном пс. 50 мы молимся «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (лев таор бера ли; слово, переведенное как «чистое», здесь другое, «таор» (טהור ) , значащее скорее ритуальную чистоту, незапятнанность, неосквернённость) то здесь употребляется глагол «творить», который обычно значит новое творение, то, чего еще до сих пор не было, и употребляется всегда по отношению к Богу. В 1-й главе Бытия этот глагол «бара» (ברא) употребляется, когда идёт рассказ о творении неба и земли, а потом человека. То есть, получается, что своими силами этой чистоты, светлости и прозрачности не достичь. Нужно Божье вмешательство. И оно возможно, если мы желаем впустить Иисуса внутрь своего сердца - тогда Он его просвещает, наполняя «светом невечерним», и человек, просвещенный этим светом, может воистину сиять.
Конечно, для достижения этой чистоты нужно сердце освобождать от всего, что мешает проникнуть туда свету Бога, и процесс этот может быть непростым, к тому же он вынужден нередко возобновляться. Освобождать от помыслов злых, которые, как предупреждал Иисус, исходят из сердца и тем самым оскверняют человека. Или от всякой житейской суеты и излишней земной многопопечительности. При этом важно переключаться на позитив, а не просто делая какие-то ментальные и прочие усилия над собой, ибо можно много и бесконечно корчиться без всякой пользы для себя, а вот если просто благодарить, больше радоваться и любить, то позитивное само собой будет вытеснять негативное. Древние евреи большое внимание уделяли ритуальной чистоте и береглись от всякого осквернения (в книге Левит подробно описаны всяческие процедуры очищения). При этом забывали о том, какую настоящую чистоту Бог ждёт от каждого (как и не все христиане об этом помнят).
Ну и у ап. Павла можно найти похожий образ (Флп. 2: 15): «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире».
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments