pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Загадочная история с рукоположением диакона

Речь идёт о диаконе Илии Маслове, с которым мне довелось немного пересекаться и даже служить 11 лет назад на Болгарском подворье в Москве. О его недавней истории, когда был поставлен под сомнение сам факт его рукоположения в священный сан, уже писал д. Андрей Кураев и портал "Ахилла", ссылаясь на вышедшее циркулярное письмо митр. Дионисия, первого викария Святейшего патриарха. Я могу лишь подтвердить, что о. Илия служил во многих местах и как диакон производил неплохое впечатление - на тот момент, когда я с ним познакомился в 2009 году. С 2011 года мы уже не виделись. И мне в голову даже не приходило, что в скором времени отец диакон станет усердным разоблачителем и обвинителем своих оппонентов на сайтах "Благогон", РНЛ и т.д. Я не люблю публикации в таком духе, а когда о. Илия публично "наехал" на мной уважаемого Андрея Борисовича Зубова, с которым я знаком еще с начала 1990-х (у нас был общий духовник прот. Георгий, Царство ему Небесное), тут оставалось просто возмутиться. Я тоже не был согласен с Зубовым по поводу украинского вопроса, но причем здесь такие обвинения!? Однако я решил не обращать никакого внимания - много чести будет таким публицистам, самоутверждающимся и приобретающим известность исключительно на критике и разоблачениях других. Но сейчас диакон сам оказался в положении притесняемого, аутсайдера... Думаю, что неспроста, но Господь в данном случае фактически показывает действие закона "бумеранга" или "меры за меру": каким судом судите, таким будете судимы. Несправедливо судишь других - несправедливо осудят тебя самого, рано или поздно. Вот как он объясняет свою историю:


Надо заметить, что письмо-ходатайство благочинного Долгопрудненского округа в адрес митрополита Ювеналия с просьбой официально утвердить д. Илию клириком храма, где тот благочинный настоятельствует, - достаточно сильный аргумент, свидетельствующий о том, что на тот момент (2013 год) никаких сомнений у благочинного насчет подлинности сана о. Илии не было. Значит, необходимые документы у диакона были как минимум в то время. Но почему сейчас он никак не может подтвердить своё рукоположение прямо?.. Например, после хиротонии всегда выдаётся на руки указ о назначении клириком такого-то храма или монастыря (в случае о. Илии это должен был быть Ново-Иерусалимский монастырь). При повторной подаче документов, в случае перевода, например, достаточно предъявить копии всяких указов. Наконец, если он был рукоположен самим митрополитом (тогда архиепископом) Арсением, в то время первым викарием Святейшего, то Арсений должен это рукоположение подтвердить. Но где же эти все если не подлинники, то хотя бы копии?
Во всяком случае в теме самого отца Илии на его страничке "В Контакте" написаны вполне здравые комментарии:

-- О. Илья, самое действенное, что вы можете сделать, это выложить сканы о своём рукоположении. Людям нужны не словесные подтверждения. Людям нужны документальные подтверждения. Тогда все вопросы отпадут. Если патриархия выдвинула запрет, значит у них в базах данных таких документов нет.

-- Если диакона переводили официально с прихода на приход, или сразу после рукоположения определили к определённому приходу, то тоже выдаётся указ настоятелю того прихода, благочинному и самому определяемому или переводимому священнослужителю. В случае с Ильей Масловым таких переводов (с его слов) было несколько. Где эти указы? Они по-любому должны быть на руках!

Если было награждение двойным орарем, то тоже на руки выдаётся бумага. Где она?

Этих документов хватило бы, чтобы доказать наличие хиротонии.

Аргумент, что я служил там-то и с тем-то - ничего на самом деле не доказывает, потому как на практике никто, как правило, не вникает особо в твой статус, если ты более-менее известен в местной церковной среде и выдаешь себя за диакона. Пожалеть, приютить, помочь прокормиться бедствующему клирику, особенно если он расскажет похожую на правду историю, вполне в практике нашей церкви. Многое принимается на слово, поэтому не удивительно, что можно служить таким манером даже в Москве и даже под боком высокого начальства. Если ты не явный "косячник", не одиозная личность, то вникать в твои документы до особого случая не будут.

-- Отец Илья, если Вас рукополагал митрополит Арсений, сделайте ему официальный запрос, пусть ответит, подтвердит, что рукоположение совершил действительно он.
Второе, если рукоположение было совершено в 2009 г. митр. Арсением, то должны быть четкие дата и место совершения хиротонии. Владыке Арсению, наверняка, сослужили другие клирики г. Москвы, которые могут подтвердить данный факт, а так же певчие и алтарники. Неужели совсем не осталось никаких свидетельств?
Назовите хотя бы дату и место, пожалуйста.

Ни на эти, ни на другие похожие вопросы у себя на страничке о. Илия не ответил, и это тоже удивительно. Я всё-таки предпочитаю исходить из принципа презумпции невиновности и считаю о. Илию диаконом, пусть и отстранённым от служения в данный момент. Бывает в жизни всякое, конечно - и документы теряются (не только самими обладателями их, но и в канцеляриях тоже), и почта плохо работает (как раз в период 2009-2011 гг. она, как я отлично помню, работала совершенно отвратительно, и письма шли месяцами, и очереди были невозможные в каждом почтовом отделении). Но в таком случае остаётся единственная мера - обратиться в Общецерковный суд и представить все возможные доказательства своего рукоположения, какие есть в наличии или какие можно найти в качестве свидетельств.
Загадочно еще и то, что о. Илия был рукоположен в 23 года... целибатом. Учитывая общее отношение в РПЦ к такому виду служения, ради которого мне самому в 30 лет пришлось ехать за 5000 км от Москвы, или тот факт, что целибатом были рукоположены очень немногие в последние десятилетия в той же Москве (д. А. Кураев в 27 лет, будучи студентом Богословской академии в Бухаресте; покойный о. Всеволод Чаплин в 23 года, имевший протекцию в Издательском отделе РПЦ МП, или тот же Арсений в 29 лет, будучи приближенным тогда к митр. Ленинградскому Алексию), рукоположение молодого и неизвестного никому тогда диакона целибатом выглядит тем более таинственно, даже если не сомневаться в подлинности его самого.
Tags: жизнь церковная, люди, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments