pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

"Череда загадок и вопросов"

""Событие Преображения – череда загадок и вопросов. Первый вопрос: почему церковная память выхватила из евангельской истории именно это событие, что в нем примечательного? Будь это рядовым чудом Спасителя, вряд ли его отметили бы отдельным праздником... История Церкви знает немало сюжетов, когда с особым размахом отмечались совершенно незначительные, а то и вовсе случайные события...
Современники Христа видели не менее яркие явления, однако за две тысячи лет никому так и не пришло в голову учредить отдельный праздник Хождения по водам. А было бы очень красиво, особенно летом отмечать где-нибудь на реке такой прекрасный евангельский эпизод, и появились бы милейшие обряды, а богословы обязательно нашли бы, что сказать о физической и метафизической глубине произошедшего события.
Пять тысяч человек были свидетелями умножения хлебов, но, к сожалению, так и не был установлен в эту честь праздник, а ведь с каким умилением мы бы освящали в этот день свежевыпеченные хлебы и читали проникновенные проповеди о евхаристической символике, тем более что оба события есть у всех четырех евангелистов.
Так почему именно Преображение? Ведь даже совершенно потрясающее воскрешение Лазаря мы отмечаем с меньшим размахом, чем этот летний праздник. Загадка! Впрочем, как и само происшествие, настолько пропитанное тайнами, что понадобилась бы сноровка детектива, чтобы во всем разобраться.

Если бы по следам апостолов шел детектив, он бы столкнулся с целой чередой трудностей. Прежде всего, место происшествия: где это было? Принято считать горой Преображения Фавор, но евангелисты не упоминают название горы, у Матфея и Марка это просто «высокая гора» (Мф. 17:1; Мк. 9:2). Христос часто уходил в горы для уединенной молитвы. В этот раз свидетелями молитвы стали три ближайших ученика.

С местом по-прежнему не понятно. А как же со временем? Библеисты говорят, что на дворе стоял 29 год по Рождестве Христовом, а в Евангелиях есть уточнение по дням: Матфей и Марк говорят, что Христос преобразился через шесть дней после предсказания о Страстях и Воскресении, Лука – через восемь (Лк. 9:28). Других данных нет. Относительно времени дня: поскольку Христос уходил на молитву ночью, а ученики, как утверждает Лука, в момент Преображения спали, можно предположить, что дело было ночью.

После вопросов о месте и времени следует опросить свидетелей. Сколько человек находилось на горе в момент Преображения? Христос, три апостола – Петр, Иаков, Иоанн, и два пророка – Моисей и Илия – шесть человек. Что известно об этих людях? Первые четыре были современниками, двое находились в родственных связях. Относительно пророков: Моисей умер за тысячу двести лет до Христа, Илия за девятьсот. Как эти люди могли беседовать со Христом, будучи старше Его на тысячу лет?

– А откуда мы знаем, что это были те самые древние пророки?

– Их опознал Петр.

– Откуда бы Петру знать, как выглядят Моисей и Илия? У израильтян не было изображений этих пророков, а иконы появились столетиями позже. Однако Петр уверенно говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4).

Можно предположить, что Христос представил пророков Своим ученикам, но в Евангелии ничего об этом нет. Как же стало возможно это узнавание? Почему Петр без подсказки безошибочно узнал незнакомых пророков?
Это чудо узнавания напрямую связано с Преображением. Во время молитвы Христос преобразился: Его лицо засияло, как солнце, одежды сделались белыми, как свет – «как снег», – уточняет Марк (Мк. 9:3). Евангелист Лука сообщает важную деталь: преобразился не только Христос, но и Моисей и Илия «явились во славе» (Лк. 9:31). Три участника этого события – Христос, Моисей и Илия – находились в каком-то особом состоянии, которое евангелисты называют Преображением, в то время как три апостола, наблюдающие это явление, испытали приступ сильнейшего страха.

Трое преображенных не просто молчаливо сияли. Они беседовали.

Как была возможна беседа Христа с Моисеем и Илией? Между ними пролегала настоящая временная пропасть в тысячу лет. Евангелие не сообщает, разговаривал ли Моисей с Илией или каждый из них отдельно беседовал со Спасителем, но оба пророка к тому моменту давно уже покинули бренный мир. Если бы они считались просто умершими, мы бы могли предположить, что Преображение – это общение нашего мира с миром потусторонним, и Господь, для Которого нет умерших, властен говорить и с душами покойников. В этом случае Преображение было бы не более чем медиумическим сеансом. Тогда возникает вопрос: почему бы нам не праздновать и явление души пророка Самуила у аэндорской волшебницы? Там тоже был умерший пророк, беседующий с царем, приведшим с собой двух свидетелей, был ужас и пророчество о гибели (1Цар. 28). Нет, Преображение не было вызыванием духов умерших, тем более что явившиеся пророки были как бы и не совсем умершими.

...В Евангелии Луки говорится и о содержании беседы Спасителя с древними святыми: «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Однако апостолы в беседе не участвовали. Более того, Лука уточняет: «Петр и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его и двух мужей стоящих с Ним» (Лк. 9:32).

Это вообще удивительная деталь! И почему до сих пор никто не написал богословскую монографию о значении сна в служении апостолов? Апостолы спят в Гефсимании, спят в лодке, перебираясь на другой берег моря Галилейского. В любом случае, три ближайших апостола были свидетелями Преображения, но не разговора Христа с древними праведниками. Большую часть встречи ученики проспали. Было ли это пророчеством о превратностях церковной истории? Кто знает?

...Если бы сведения о Преображении собирал детектив, он был бы озадачен простым и понятным вопросом: почему никто из свидетелей не описал его собственноручно? У нас есть только три евангельских рассказа, записанных со слов участников, но ни Петр, ни Иаков, ни Иоанн сами ничего изложить не потрудились. Если у Петра еще можно найти упоминание этого явления во Втором послании, которое, как говорят ученые, вряд ли принадлежит перу апостола, то как понять молчание Иоанна? Апостол Иоанн написал Евангелие, один из самых глубоких богословских текстов в истории религии. Но там нет ни слова о Преображении.

Позволю себе две версии – «высокую» и «низкую». Евангелие от Иоанна – самый евхаристический текст Священного Писания. Перед автором стояла конкретная задача: рассказать о Христе как о Хлебе Жизни, поэтому в текст включалось только то, что помогало раскрыть эту тему.

Согласно «низкой» версии, Иоанн, как самый младший из апостолов, спал на Фаворе крепче других и позже всех проснулся, всё пропустил, а потому и писать стыдился. Но эту версию лучше не принимать всерьез.
– Что же остается исследователю, если нет описаний самих участников?

– Не надо торопиться! Сообщения апостолов даются в пересказе их учеников, но что, если мы посмотрим показания пророков, ведь Моисей и Илия тоже были свидетелями Преображения.

...В событии Преображения так много тайн, что оно породит еще немало богословских гипотез в будущем. Однако среди всех истин, открытых на горе Фавор, одной из самых важных является откровение о единстве двух Заветов – Нового и Ветхого, об их взаимном общении, отражении одного в другом.

Возможно, однажды богословские прозрения иконописцев выльются в создание «фаворского» чина иконостаса: собор апостолов с одной стороны и сонм пророков с другой стороны, и оба собрания представлены в лазурном цвете Софии – откровения о присутствии Бога в Его творении, откровении о пребывании Творца с нами – Христос посреде нас! Пусть ветхозаветные святые будут явлены в бледно-бирюзовом цвете, а рыбаки-апостолы в сиянии морской волны. И оба сонма устремлены к образу Спасителя в белых сверкающих ризах, таких чистых, как горный снег, таких сияющих, как сам беспримесный и невинный белый цвет, которого ни один белильщик на земле не способен добиться.""

Архимандрит Савва (Мажуко)
Tags: богослужение, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments