pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Преп. Антоний Римлянин: вопросы к житию

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Так гласит официальная версия жития.
Которая скорее вызывает множество вопросов с исторической точки зрения.
1067 и последующие годы юности святого - годы, последовавшие сразу после известного разделения в 1054 году единой Церкви на западную римско-католическую и восточную греко-православную. Но следует отметить, что это было далеко не первое разделение между христианским Западом и Востоком! Первое было при так наз. "Акакианской" схизме при монофизитских спорах и "Энотиконе" императора Зинона при патр. КПльском Акакии. Это разделение длилось 35 лет (484-519 гг.). Также было разделение, связанное с патриархами Фотием и Игнатием (863-867). Естественно, что ни в том, ни в другом случае, при всех накопившихся тогда богословско-политических разногласиях, с обеих сторон все-таки не думали, что те разделения были окончательны и необратимы. Конечно же, и после 1054 года так не думали ни на Западе, ни на Востоке. Прот. Николай Афанасьев, в частности, в статье "Границы Церкви: приём в Церковь из схизматических и еретических сообществ" отмечает (в сб. "Церковь Божия во Христе; М., ПСТГУ, 2015, с. 330):

"В XI веке вопрос о приёме католиков, вероятно, практически не ставился, а если ставился, то не вызывал затруднений, так как были еще живы воспоминания о прежнем церковном единстве. В XII веке положение меняется. В связи с крестовыми походами попадались пленные католики, которые посещали православные церкви и желали принимать участие в Евхаристии. Это указывает на то, что официальное прекращение общения между Западной и Восточной Церквями далеко не сразу повлекло за собою прекращение общения между членами одной и другой Церкви. как показывают ответы Вальсамона Марку Александрийскому, в церковных кругах ставился вопрос, при каких условиях католики могут принимать участие в Евхаристии. Вальсамон считал, что для приема в общение католиков достаточно отказа от учений, не соответствующих Православной Церкви (PG 138, 968). Наряду с этим существовало другое мнение, которое требовало приёма их в Православную Церковь через миропомазание. Константинопольских собор при патриархе Симеоне в 1484 году постановил принимать католиков в Православную Церковь без повторного крещения через миропомазание и отречение от заблуждений. В XVIII веке этот порядок изменяется. Постановление Константинопольского собора при патриархе Кирилле 1756 года требует перекрещивания латинян, как и вообще всех еретиков".

Это яркий пример того, как границы земной церкви и ересей проводили сами люди, начиная с императоров и церковных иерархов, выстраивая их постепенно. И вот житие преп. Антония, если отвлечься от его легендарных черт, вполне соответствует в своей основе исторической ситуации второй половины XI века и начала XII. Антоний, не зная русского (точнее, старорусского или условно старославянского) языка, каким-то чудесным и непонятным образом оказывается на Новгородчине. Он уроженец Рима, то есть, по-нашему, итальянец, но может читать и говорить по-гречески. Что там были за "православные" в Риме того времени и было ли на них вообще некое "гонение"? Если учесть, что разделение как таковое еще многими не осознавалось в ту пору и не считалось за окончательным? Были ли это христиане византийского обряда, который уже определенно сложился в ту пору? Вряд ли на этот счет найдётся хоть немного подтверждающих это исторических данных, подобно тому, как в Константинополе того же времени были бы христиане, служившие по римскому обряду. О гонениях в Риме на какие-то христианские меньшинства в XI в история свидетельств не оставила (но если я ошибся, поправьте). И вот, после прибытия монаха Антония в Новгород его принимает епископ Никита Новгородский и... без всяких условий и испытаний благословляет Антония на создание монастыря!
Ну, как оно было на самом деле, конечно, судить трудно, тем более, что и само житие было составлено только в XVI веке, и прославление этого святого состоялось тогда же (может быть, и не случайно так много времени прошло - мог ли Антоний оказаться под подозрением впоследствии, когда отношения между Западом и Востоком испортились окончательно?). Но историческая основа этого жития была вполне реальной и нисколько не невероятной. Иностранец, фактически католик, становится русским святым на Новгородской земле. Не было еще тогда четкого деления на "еретиков" или инославных-католиков и истинных православных - и там, и здесь были православные, и они же - кафолики. И там, и здесь веровали во единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь (в славянском тексте Символа Веры наши предки слово "Кафолическая" перевели как "Соборная").
А теперь можно поставить вопрос с точки зрения вечности: 35 лет разделения христианского Запада и Востока при монофизитских спорах или же 966 после очередного разрыва в 1054 году - есть ли принципиальная разница? Очевидно, вопрос риторический. Обе стороны в разное время считали друг друга отлученными, "лишенными" благодати и прочего, прочего, но ведь совершенно очевидно, что никакого "выключателя благодати" при церковных разделениях не существует. Его придумывают сами люди и целые церковные сообщества для оправдания своего отделения.

P.S.: Есть предположение, что преп. Антоний был монахом Ирландской школы. Как заметил отец Илья Готлинский, сославшись на прот. Александра Шабанова, "Плаванье на камнях - это тема, встречающаяся как раз в ирландской монашеской агиографии". И также: "Римлянами могли называть практически всех "латинян" или западников в принципе. Как потом будут всех европейцев называть "немцами"".
Tags: богослужение, история, полемика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments