pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"...Как и Илия сделал" (уроки пророка Илии)

Этот великий пророк Израиля всегда был более всего почитаем многими за его ревность по Боге. Но эта ревность без любви к конкретным людям, без милости к врагам, в частности, бывает весьма мало плодотворной и действенной. Согласно известному повествованию 3-й книги Царств (гл. 18), читающемуся на вечернем праздничном богослужении в честь пророка ежегодно 19 июля/1 августа, Илия решил устроить соревнование с 900 пророками Ваала, поддерживаемыми царской властью (Ахавом и его женой Иезавелью). В этом состязании, понятное дело, он выигрывает: знамение в неба показывает правоту Илии, пророки Вааловы и дубравные остаются посрамленными. Но Илии это кажется малым: он повелевает народу схватить их, чтобы никто не ушел, и сам после этого закалывает их. Каков же результат? Разгневанная Иезавель передает Илии через посланника: «пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них» (3 Цар. 19, 2).

Илия бежит и скрывается. В конце концов он отправляется на Хорив (Синай), где Господь открывается ему несколько иначе, чем его предшественнику Моисею… не в сильном ветре, сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в жарком пламени, но в веянии тихого прохладного ветра. «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар 19:11-12).

"Веяние тихого ветра" - дословно קול דממה דקה (коль дамма дака), после которых слов "и там Господь" нет, но просто - "и вот". В славянско-греческой версии - "глас хлада тонка" (φονή αύρας λεπτης). В еврейском оригинале, согласно новому русскому переводу РБО, - "тонкий звук тишины". Но если еще точнее читать, то скорее "ГЛАС ТОНКОЙ ТИШИНЫ".
Это откровение предвосхищает пришествие Христа, о котором писал позднее пророк Исайя, что Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине…» (Ис. 42, 2-3).
Своей чистой и благородной ревностью по Боге и истинной вере Илия не достиг желаемых им результатов. Уклонения в язычество, в почитание местных финикийских божеств с их высотами и священными рощами происходили в Израиле и дальше, нисколько не ослабевая. В конце концов именно на месте северного Израильского царства, завоеванного ассирийцами около 300 лет спустя, образовалась та самая Самария, которой правоверные иудеи чуждались примерно так же, как современные православные, скажем, мормонов или свидетелей Иеговы. Примечателен момент, когда Иисус с учениками проходил как раз через Самарию, и Его не приняли и не предложили ночлег. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 51-56). Что сделал Илия в том случае, описано в самом начале 4-й книги Царств (гл. 1-я). Царь Охозия посылает к нему пятидесятника с его отрядом:
«И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди.
10 И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
11 И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее.
12 И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его
».

Пророк Илия может служить примером в ревности за истину, но отнюдь не в методах ее осуществления. Апостолы Иаков и Иоанн могли быть убеждены точно так же, что поступают по воле Бога, как был убежден Илия. Здесь все не так просто... Бог открывается в ту меру, в какую сам человек может вместить. В далекое дохристианское время эта была одна мера, во времена земной жизни Христа уже несколько другая (Иисус изначально возводит учеников к более одухотворенной мере). Никто не безгрешен, и не был безгрешным и Илия, в своей горячей ревности временами неизбежно перегибавший палку. Последующие христиане, хотя будучи и не в состоянии низвести гром и молнии с неба, пытались для борьбы с ересями или язычеством действовать другими силовыми методами, доступными для них: привлечением государственной власти, кострами инквизиции и мало ли чем еще, и потому впоследствии сами часто оказывались гонимыми или оттесняемыми на обочину общественной жизни в лучшем случае. Забыв, что Иисус, пойдя на позорное с точки зрения большинства современников самоуничижение, приобрел Своей немощью куда больше последователей, чем тот же Илия внешними эффектными знамениями и решительным выкорчевыванием сорняков.

С другой стороны, самого Илию стоит понять еще с той точки зрения, что против него была сама государственная власть, поддерживавшая лже-пророков, пользовавшихся от нее немалыми привилегиями! Тогда как с добродетельными язычниками, принимавшими его и оказывавшими ему милосердие, Илия не только общался, но и оказывал всяческие благодеяния, как с вдовицей из Сарепты Сидонской. Этот пример приводит, кстати, сам Иисус во время проповеди в Назаретской синагоге, за что вызывает ярость у правоверных иудеев: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4, 24-27). Такой вот «экуменический» подход!

«Иисуса посылает Бог, а Иисус посылает учеников, апостолов. Слово «апостол» и означает «посланный». На иврите это шали'я, во множественном числе - шелихи'м. В Ветхом Завете это слово обычно применяется к пророкам Илие и Елисею. Задумайтесь, и вы поймете, что служение этих двух пророков отличается от служения остальных (насколько мы можем судить, исходя из библейских текстов). Те, другие, были посланы, чтобы возвещать. А Илия и Елисей не только возвещают, но и исцеляют и воскрешают. Причём кого? Кто такая вдова из Сарепты Сидонской, у которой Илия воскрешает сына? Кто такой Нееман, которого Елисей исцеляет от проказы? Язычники. Они язычники и поэтому в большей степени открыты Богу, чем люди Писания, иудеи. Парадоксально, что иудеям Бог явился через Моисея в купине, дал заповеди, Закон, открыл Себя; а язычникам Он не являлся, но именно они, язычники, оказываются более восприимчивыми к тому, что Он делает среди людей, с людьми. Почему?

Потому что в их языческом сознании ещё не сложился образ Бога, которым они подменили бы Бога Живого. В сознании же иудея ко времени Илии-пророка такой образ уже сложился. Поэтому, когда происходит что-то, не соответствующее его представлениям о Боге, иудей просто не воспринимает происходящего. Бог творит чудеса, а человек их творить не может - для иудеев это аксиома, поэтому они отвергают чудеса, которые Бог творит руками Илии и Елисея. В их сознании застыло: чудотворец только один - Бог. Без сомнения, это так, но того, что Бог может творить чудеса руками людей, они уже принять не могут, потому что формула «чудотворец один только Бог» заслоняет от них действия Бога, становится в их сознании ложным богом, закрывает от них реальность. Посылка «Никто не может творить чудеса и прощать грехи, кроме Бога» - верная. Но она приводит к неверным выводам, когда превращается в окаменелый, застывший образ, а в результате отрывает человека от Бога» (свящ. Георгий Чистяков, «Над строками Нового Завета»).


Сейчас в современном мире всё еще больше смешалось и перемешалось. Люди, называющиеся православными по традиции, могут вполне быть язычниками по образу жизни и мировоззрению. А какие-нибудь язычники или "сектанты" с точки зрения православия знают Писание куда лучше и ведут себя более по-христиански, чем многие регулярно заходящие в православные храмы. Пшеница и плевелы растут не просто вперемешку, а еще и внутри каждого человека! И как в таком случае борцы с сектами предложат отделять одни от других желаемыми с их стороны простыми и голыми запретами? Учитывая, что сектантство вполне себе находит место и в традиционных, так сказать, вероисповеданиях. Пророк Илия здесь им явно не в помощь...
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments