pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Проходит образ мира сего..."

...Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего
(1 Кор. 7:29-31).

Скорее всего, эти строки ап. Павла проникнуты настроением, преобладавшим среди первого христианского поколения по поводу близкого второго пришествия Христа и конца мировой истории. В последующие века были неизбежно сделаны другие акценты (хотя не было ни одного христианского поколения за все 2000 лет церковной истории, где бы не находились люди, убежденные в том, что их время, в котором они живут, и есть самое "последнее время"). Однако, если отвлечься от этих эсхатологических настроений, то всё равно рекомендация апостола остаётся актуальной - не в том плане, что этот мир совсем скоро исчезнет, а в том, что все мы в нём лишь временные "странники" и скоро пройдём наш земной путь здесь, а если и не мы сами, то близкие и дорогие нам люди, с которыми разрыв этих земных уз неизбежно будет печальным и болезненным. По факту мы бываем сильно привязаны к ним и по-своему зависимы от них. Стоит ли в таком случае сильно впадать в эту зависимость, забывая о том, что "Господь дал, Господь и взял", и не лучше ли учиться всё время отдавать Богу всё, что у нас есть?
Но на практике с этим совсем не просто. Более того, сами христиане, и православные не в последнюю очередь как раз и показывают эту привязанность к разным если не людям (нередко наоборот уклоняются в обыкновенную мизантропию в отношении разногласящих с ними), то формам, культам, традициям, причём даже больше, чем многие другие!
Несмотря на то, что всё здесь весьма относительно, всё текуче, всё изменчиво и иногда весьма непредсказуемо в этой изменчивости. И именно потому, что "проходит образ мира сего" (παράγει γὰρ τὸ σχῆμα τοῦ κόσμου τούτου), а еще скорее пройдёт образ каждого из нас в этом мире. Слово σχῆμα, употреблённое здесь, значит внешний вид, облик, образ, подобие. В русском языке, между прочим, есть два варианта этого заимствованного слова, в зависимости от произношения т. наз. "классического", по Эразму, - "схема" - или византийского, данного Рейхлином, - "схима". Два варианта произношения одного и того же слова дали совсем разные коннотации. "Схема" - это просто изображение, отнюдь не исчерпывающим образом описывающее предмет и не претендующее на всесторонюю полноту его раскрытия, но дающее хотя бы общее представление о нём. Это слово употребляется в обыденном контексте постоянно, а иногда даже и в негативном, когда хотят подчеркнуть неполноту или излишнюю "схематичность" какого-нибудь рассуждения или теории. А вот слово "схима" закрепилось в чисто сакральном церковном пространстве в отношении монахов, принявших "малую схиму" или "великую схиму", о которых предполагается, что они стали уже совсем "не от мира сего". Но современное монашество в России тоже слишком привязано к разного рода формам, образам, видам, что служит ему совсем уж не лучшую службу и наоборот делает его весьма схематичным, где те же схимники рискуют превратиться в схемников, то есть носителей некой отвлечённой и упрощённой схемы благочестия. По иронии судьбы некоторые из этих схемников являют совсем уж пикантный и более чем сомнительный вид свой, как недавно изверженный из сана схиигумен Сергий Романов.
Разумеется, пройдёт и это, как и много чего другого, и кому посчастливится жить в России долго, тот увидит ещё много чего любопытного, так что скучно не будет. Мы все вступили в очередную пору большей текучести и непредсказуемости этого мира, включая и жизнь церковно-административную, и культовую.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments