pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Сыны Царствия и сыны лукавого.

Объясняя ученикам притчу о пшенице и плевелах (Мф. 13: 36-43), Иисус, кажется, намеренно упрощает картину и её схематизирует. Ну в самом деле, кто эти первые и вторые в нашей жизни? Есть ли изначально эти законченные и сформированные типы людей, предопределённые к одному или другому состоянию? Конечно же, нет. Пшеница и плевелы растут внутри каждого человека, в его собственном сердце. Вопрос только в том, что в течение всей жизни будет преобладать, и не заглушат ли ростки сорняков добрые всходы пшеницы! Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей, по мысли Ф. Достоевского.

Но с этой точки зрения притча о пшенице и плевелах приобретает другой колорит. Бог даёт возможность произрастать и тем, и другим сынам именно потому, что, хотя аналогия взята из сельскохозяйственного быта, среди людей нет этой жёсткой предопределённости к одному или другому типу. В законченном виде тех или других людей практически не бывает. Поэтому всё остаётся расти до жатвы, ибо смешение зёрен и плевел, как и их разделение, происходит внутри каждого человека. И "кончина века" у каждого будет своя.
Здесь характерен образ огня. "Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего..." Можно сопоставить это с другими словами, например, Иоанна Предтечи: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно своё и соберёт пшеницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым" (Мф. 3: 12). Сам Бог - "огонь поядающий" (Евр. 12: 29), и потому он может быть вечным, неугасимым - для тех, кто возлюбил тьму и беззакония и сроднился с этой тьмой. Уместно также сопоставить этот образ огня с замечанием апостола Павла:
"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня

(1 Кор. 3: 11-15).
Процесс таинственного невещественного "выжигания" плевел после кончины, как минимум, у каждого человека, скорее всего, и навел разных христиан на концепцию "чистилища" у западных христиан или же т. наз. "мытарств" у восточных. Интересное замечание есть у Оригена в его комментарии на Матфея: "Когда же, как мы отметили, из всего Царства Христова будут собраны все соблазны, а творящие беззаконие помыслы будут брошены в печь огненную и [всё] худшее будет истреблено, когда после совершения всего этого те, кто принял сынов лукавого, то есть его слова, придут в сознание, - тогда праведники, ставшие одним солнечным светом, воссияют в Царстве Отца их" (выделено мной - свящ. Ф.).
Да, как заметил ещё Иисус, "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мф. 15: 13). В поле ли, символизирующем мир, в Церкви ли - неважно, тем более что люди внутри Церкви давно уже практически ничем не отличаются от тех, кто вне её. Процесс искоренения может быть для кого-то болезнен, но мы - всё-таки Божьи создания, несущие Его образ и подобие! И это - главное. Всё хорошее и доброе в каждом будет сбережено, а всякая наносная шелуха или та же солома - так гори она синим пламенем!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments