pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Кто был вторым бесноватым?...

Когда в Евангелиях даётся рассказ об исцелении гадаринского бесноватого, то у Марка (5: 1-20) и Луки (8: 26-39) идёт речь об одном, тогда как у Матфея (8: 28-34) о двух, причем рассказ Матфея наиболее краток. Но это не единственное место, где Матфей удваивает число исцеляемых! Например, когда даётся рассказ об исцелении слепого у входа в Иерихон, опять же Марк и Лука пишут об одном слепом (по Марку имя его Вартимей, см. 10: 46-52), тогда как Матфей пишет о двух (20: 29-34). Можно, конечно, сделать предположение, что поскольку Лука и Марк рассказывают также об изгнании беса из одержимого в синагоге Капернаума (например, Мк. 1: 21-28), а у Матфея этот рассказ отсутствует, то возможно, что Матфей, зная о том эпизоде, решил объединить его с исцелением другого бесноватого в Гадаре. Убедительных объяснений этой разницы скорее всего найти невозможно, если только не допустить в более аллегорическом плане, что на месте второго у Матфея в некотором переносном смысле слепцом или одержимым в какие-то моменты жизни может оказаться каждый читатель Евангелия. Объяснения по типу того, что Марк и Лука обращают внимание на одного из двух, более свирепого и выдающегося во всех отношениях, мне не кажутся убедительными.
Мне как-то уже приходилось делать аналогию между бесами и вирусами.
Вирус, попадая в клетки организма, внедряет в них свою вредоносную программу (свою ДНК/РНК), в результате чего происходит сбой в их жизнедеятельности, приводящий к болезни, а то и к смерти. Но точно также действуют и духовные вирусы (бесы), обнаружение и описание которых, в отличие от вирусов материальных, бывает более затруднительно. Но если вспомнить тексты Иоанна Лествичника или других древних или средневековых писателей-аскетов, то там можно найти выражения "бес тщеславия", "бес блуда" или "бес сребролюбия" совершенно подобные тому, как мы говорим "вирус гриппа", "вирус оспы" или "вирус энцефалита". Какая-то устойчивая патологическая зависимость у человека может коррелироваться с некой ей соответствующей тёмной силой (энергией). Можно также заметить, что как есть люди, относительно неуязвимые для вирусных заболеваний, у которых перенесенная инфекция проходит легко и бессимптомно, так есть и люди, наоборот, являющиеся мишенями для вирусов. Всё точно так же обстоит и в духовно-психологической сфере. Между прочим, человек склонен терять себя и свой рассудок, находясь в толпе и заражаясь общей энергетикой этой толпы, которая может быть весьма агрессивной и нести колоссальный разрушительный потенциал (тому примеров в истории можно найти сколько угодно).
Но в современном мире есть две крайности в отношении этих явлений. Одна крайность - своего рода бесобоязнь, маниакальный страх по поводу того, как бы где-нибудь чего-нибудь от кого-нибудь ни подцепить (типа порчи или сглаза). Другая - объявлять духовную одержимость исключительно естественными причинами, по типу психических заболеваний. Да, часто трудно бывает отделить заболевание психическое от чисто духовного недуга! Поэтому смешанный вариант легко принять только за психосоматическое явление. Тем не менее, данные евангельские рассказы свидетельствуют хотя и о редких, но всё же встречающихся случаях чисто темной демонической одержимости. Почему, кстати, Иисус позволяет этим бесам войти в свиней? Наверно, чтобы наглядно показать, какую разрушительную энергию эти силы могут иметь, если они овладевают людьми. Эту историю невозможно было просто так сочинить. Очевидно, что на свидетелей это исцеление произвело настолько шокирующее впечатление, что жителям Гадаринской страны ничего не оставалось больше, как поспешно попросить Иисуса быстрее покинуть их.
Духовный "антивирус" здесь может быть только тот, о котором говорил Иисус: "сей же род изгоняется только молитвой и постом" (впрочем, во многих древних рукописях читается просто "только молитвой"). Плюс, конечно, сама вера в то, что Бог сильнее и что без Его ведома и позволения бесы не могут войти даже в тех же свиней. Настоящая вера побеждает всякие страхи, которые ничему не служат (при этом не стоит путать страх с элементарной бдительностью и здравой предосторожностью, с гигиеной бытовой и духовной). Бояться вирусов материальных и духовных просто бесполезно! Но был ли тот гадаринский одержимый грешнее, чем все прочие люди, что оказался в таком подчинении темным силам? Конечно, нет. Тут, скорее всего, похожий случай на тот, что был со слепорожденным у Ин., гл. 9. - ни он не имел к этому отношения, ни родители его, но просто чтобы сила Божия на нём совершилась.
В стране Гадаринской мне довелось быть 7 лет тому назад, и в том числе видеть те самые погребальные пещеры (сейчас это территория Иордании, селение Умм-Кайс).
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments