pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Ищите же прежде Царства Божия и правды его..." (Мф. 6:33)

Вроде бы простые и ясные слова Иисуса, обычно не вызывающие вопросов ни у начинающих свой путь к вере и переступающих церковный порог, ни у многих христиан со стажем. Но спустя многие годы могут возникать разные вопросы, связанные с критическим переосмыслением как собственной жизни, так и окружающей действительности. ГДЕ это Царство искать и КАК? Обязательна ли корреляция этого Царства с наличной церковной средой, к примеру, повседневно-бытовой? Не выдавала ли время от времени историческая церковь саму себя за уже пришедшее Царство Бога, обещанное Христом?.. Как отметил однажды один из западных католических теологов, не без некоторой иронии или даже разочарования, "Христос обещал Царство Божие, а пришла церковь".
"Господь царствует; Он облечен величием..." Или, в славянской версии, "Господь воцарися, в лепоту облечеся" (Пс. 92:1). И - "потому вселенная тверда и не подвигнется" (92:3). В этом плане, если брать всю эту вселенную, весь окружающий мир, то где бы Господь не царствовал, если Он вездесущ? Но, очевидно, что если мы каждый раз молимся "Да приидет Царствие Твое", то речь идет не о данном Царстве в его природном выражении, а о том, что связано с человеческим общежитием. Преимущественная и притом желаемая область Царства Бога - в людях, созданных по Его образу и подобию. "Царство Божие внутрь вас есть", как напоминал Иисус (Лк. 17:21).
Однако, остаётся риск излишне отвлечённого и спиритуалистического понимания этого Царства. Или же, рационалистически-философского его восприятия. Наверно, и поэтому тоже Иисус, говоря о нём среди простых людей, уподоблял его чему-то очень простому и понятному окружающим слушателям.
Он не говорил прямо, что представляет собой это Царство, но именно чему оно подобно: доброму семени или "зерну горчичному", из которого вырастает немалое дерево; закваске, положенной в тесто; драгоценной выловленной из моря жемчужине или же неводу, закинутому в море и захватившему разного рода рыб. Поскольку эти образы взяты из обыденной жизни, то очевидно, что Царство Божие надо тоже искать в этой же повседневной и обыденной жизни! Искать, конечно же, в самих себе, но также и в окружающих нас людях. Поскольку выражение εντός υμων εστιν можно понимать и как "внутри вас", и "посреди вас". "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф. 18:20). И вот, пожалуй, величайшая ошибка разных христиан на протяжении всей истории проявляется в том, что эти евангельские образы Царства невольно идеологизируются, отрываясь от повседневного контекста жизни и быта, а сами поиски этого Царства превращаются в некую умственную богословскую абстракцию и своего рода идейность. Уверовавшие в истинность слов Иисуса начинают искать правильные богословские схемы и формулировки, истинные церкви и самые правильные вероучения, предаваться многочисленным и продолжительным молитвословиям, частым посещениям богослужений в церквях и т.д. Личности более волевого склада даже при подспудном понимании того, что здесь далеко не всё "работает", просто убеждают себя, что "так надо". А те, кто по складу более критически мыслящие, могут постепенно терять всякую мотивацию, ставя себе вопрос: "а надо ли вообще это всё мне или Богу?".
Действительно, без живых отношений с ближними (друзьями, единомышленниками), без радости от общения с ними и любви в этом общении при самом распрекрасном богословии с глубокомысленными цитатами из святых отцов далеко не уедешь. Люди всегда были склонны объединяться и общаться на основе общих интересов и мировоззрений. Богословы и философы - не исключение, но наоборот, они только подтверждают это правило. Если есть это общение в радости и взаимообогащении, в принятии друг друга - это уже и начало раскрытия Царства Божия. Пусть даже пока на начальном уровне любви тех, кто любит и принимает нас. Конечно, Иисус призывает к большему! Но этого большего уж никак не достигнешь, если вообще никого не любишь. Неверный в малом не будет верен и во многом. Бог присутствует там, где есть соответствующие отношения радости и любви от взаимного общения. Другое дело, что эти отношения и это общение можно и даже стоит расширять, раздвигать по принципу концентрических кругов: не только мои близкие родственники или единомышленники (с родственниками, впрочем, могут быть и проблемы), но и люди, отлично от меня мыслящие, но тоже интересные и доброжелательные, а в дальнейшем того гляди, и до кого-то из личных врагов дело дойдёт, в церковной среде в том числе...
Итак, почему бы не поставить вопрос следующим образом: искать Царства Бога - значит искать не идею, не идеологию под христианским соусом, не замыкаться на себе в поисках собственного истинного "Я", поскольку если это отдаёт эгоизмом и эгоцентризмом, то уж ничего путного тогда не найдёшь в любом случае, но построишь очередной "дом на песке". Но искать общения, искать отношений, которые могли бы приблизить для нас это Царство, понимая, что идеальных людей вокруг нас не будет, поскольку мы сами не идеальны в своих поисках и представлениях, и при этом настраивая себя на позитив и благодарение за любую хорошую мелочь в любом общении!.. Где отношения любви, радости и благодарения, там в конце концов и присутствует Бог! И это присутствие можно увидеть и опознать далеко за пределами церковных границ.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments