pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Чуть-чуть в оправдание построенного главного храма ВС РФ

(фото взяты с официального сайта patriarchia.ru)

Критики с разных сторон этого новейшего памятника церковного зодчества было уже и так более, чем достаточно - повторять её теперь как-то и неохота. Да, мрачноватенько как-то, я чувствую, находиться в этом храме (Воскресения Христа, между прочим)...
Но что касается сути - ну, какова эпоха, таков и храм, и в этом ничего совершенно нового нет, в том числе если обратиться назад, в нашу же недавнюю или более давнюю историю.
Возьмём храмы Петербурга, например, ставшего триста с небольшим лет назад новой столицей Российской империи. Петропавловский собор с его длиннющим шпилем, представим себе, как мог восприниматься в то самое время православными ревнителями отеческих традиций? История умалчивает, ибо нет свидетельств, а кто был недоволен, тех особенно не слушали (прямо как и сейчас, только тогда со староверами, надо отметить, совсем уж не церемонились), а до интернета с социальными сетями было еще весьма далеко. Далее, возьмём теперь Исаакиевский собор! Тоже массивная тяжёлая и тёмная громадина. Ну или, наконец, московский Храм Христа Спасителя, построенный тоже, между прочим, в память о войне 1812 года?...

Заметим, что ни в одном из этих храмах живой приходской общины заведомо было невозможно и не предусмотрено. Это именно храмы как памятники в камнях.
"Новодельный" ХХС, возведённый при покойном Ю.М. Лужкове - всецело памятник ушедшей эпохе церковной реставрации 1990-х, при которой религия "духовных скреп" еще только формировалась. ГХ ВС РФ - памятник уже эпохе В.В. Путина и торжествующей при нём (или, как минимум, претендующей на это) гражданско-патриотической религии на основе православия. Все рассуждения и вздохи о "каноничности" заведомо обречены, ибо изначально уже смешны. Как будто Исаакий больше соответствует православным канонам! Или внутренняя настенная живопись ХХС! Подумаешь, "буддистские мотивы"...

Поэтому всю критику данного памятника можно понять только в общем контексте современности. Храм - лишь один из многочисленных штрихов её. 30 лет назад мы занялись реставрацией разных заброшенных храмов и возведением новых, оглядываясь на дореволюционную историю, её по-своему романтизируя и воспроизводя, или даже мечтая о византийской симфонии церковной и государственной власти. Данный храм - логичный итог этого воспроизведения. История России - непростая, с её разрывами, "отрицаниями отрицания" и её качелями то в сторону Запада, то наоборот. Поэтому каждый раз при определенной фазе этих "качелей" эта история вновь переписывалась, то в пользу либерально-европейского её варианта, то в пользу национально-государственного. И что, в таком случае, оставалось более-менее незыблемое в ней, если абстрагироваться от разных противоречащих друг другу её оценок? Конечно, победа, будь то 1812 года или 1945-го. Фактически это одна из немногих сейчас гражданских скреп, на которую есть спрос.
А в остальном, поскольку в одну и ту же реку истории нельзя войти дважды, то всякая реставрация чего-либо из прошлого, доведенная до логического конца, неизбежно доводится и до абсурда. Будь то византийской симфонии, синодального имперского периода и мало ли чего ещё. Синодальная эпоха кончилась сто лет назад известно, чем. Как и до неё эпоха византизма. В современной новейшей российской истории свет Христов по-прежнему едва брезжит за разными культурно-идеологическими нагромождениями. Как отметила Ирина Языкова, «В храме мы прославляем Его триумф, Его Воскресение, победу Жизни над смертью. Здесь же все посвящено земной победе» И именно оттого в храме, названном в честь Воскресения Христа, самому Воскресению и собственно Христу места не находится, и оттого в нем так кажется неуютно... Как не находится Ему места в общественно-политической жизни России в целом. Да, Рим побеждает Христа, в отличие от первых веков церковной истории, когда он вынужден был хотя бы на время склониться перед Ним. А потребность в некой гражданской религии всегда была и будет на уровне государственно-общественном. Вот она и выражается так, как есть. И церковь не как Тело Христово, а как лишь одна из религиозно-общественных структур так или иначе в этот процесс вовлекается. Но в этом тоже ничего нового нет, а было и много веков прежде нас.
Tags: история, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments