pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О церковных записках. Соображения одного пономаря.

С которыми, конечно, нельзя не согласиться, тем более, что такая часть литургии, как проскомидия, вообще остаётся скрытой для рядовых прихожан. Но я добавил бы к этому (и в очередной и не первый раз уже об этом пишу), что если кто хочет, чтобы о нем или его родственниках была настоящая церковная молитва, лучше просить любых разных верующих, двоих или троих, которых вы знаете, чтобы они присоединились к вашей молитве. "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них..." И попросить также священника лично о молитве. Но при этом надо иметь в виду, что священник - такой же человек в этом отношении, что и все прочие. У него нет особого "ключа" к небесам, и Бог совсем не обязательно на его молитвы лучше обратит внимание, чем на ваши! Эта иллюзия возникла давно вследствие утвердившегося клерикализма и наделения священников особыми, так сказать, сверхчеловеческими дарами. Конечно, дары Святого Духа в церковном собрании всегда проявлялись и проявляются, но по-разному, и они не связаны с иерархическими степенями. "Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя?", как риторически вопрошает ап. Павел в 1 Коринф., гл. 12. И молитвенники тоже не все одинаковые, как среди священников, так и среди остальных!
Итак, ниже следуют сами размышления пономаря, пожелавшего остаться неизвестным
.

Сам я — пономарь, в будущем планирую принять священный сан. И, по своему послушанию, постоянно участвую в чтении записок.
Если их немного, то мне даже хочется молиться за незнакомых людей: я вижу за именами живых людей со своими проблемами и очень рад возможности помолиться за незнакомых мне братьев и сестер.
Иная ситуация, если этих записок много. Приходится просто "вычитывать" имена или "пробежаться глазами" по записке.
Да, это плохо. Да, меня мучает за это совесть. Но иного выхода нет, ведь молиться за каждого, упомянутого в записке, мне и целого дня не хватит.
Я задумываюсь: люди платили немалые деньги за каждое имя, и вряд ли они предполагали, что по их именам просто пробегутся глазами.
Что делать?

У нас есть несколько видов записок: на проскомидию, на сугубую ектению (так называемые "простые"). Есть и туда, и туда ("заказные"). Скажу своё мнение про возможную "модернизацию" каждого вида.

1. Записки на проскомидию.
Как делается сейчас: священник читает записки в алтаре, вынимает частицы; рядом стоят пономари и тоже читают имена.
А почему бы не вынимать частицы в храме? Поставить стол, за которым священник будет поминать; к священнику пусть подходят прихожане, называют имена, а священник будет вынимать частицы из просфор.
Правда, из-за большого количества молящихся это возможно, наверное, только в будни, и то на вечернем богослужении.
В воскресные и праздничные дни будет уместным перенять греческую традицию. Пусть где-то за 15 минут до начала часов звенит колокольчик — знак для прихожан: сейчас священник поминает о здравии и можно помолиться за своих родственников. Затем еще звонок — молимся о упокоении. И это поминание в храме ничем не будет отличаться от поминания пономарями в алтаре — для Бога нет разницы, где мы находимся: в алтаре перед жертвенником или в храме, облечены в стихарь (подрясник) или нет.

2. Поминовение на сугубой ектении.
В отличие от проскомидии, здесь священник громко читает имена, некоторые молящиеся стараются расслышать свои. Но вслух произносятся далеко не все — большинство прочитывается в это время другими священниками и пономарями в алтаре.
Поименное поминовение вслух на сугубой ектении вызывает вопросы у литургистов. Разве Литургия — частная треба, чтобы читать записки? Разве это не отвлекает внимание от главного — освящения Даров и Причащения?
Очень и очень много можно сказать об этом. Но если это есть в храме — ничто не мешает и в это время прочитать помянники.
В современной практике во время сугубой ектении звучат дополнительные прошения о нуждах людей: о болящих, путешествующих, о начале дела; раньше звучали о мире в Отечестве, о мире в Украине, о мире в Церкви. Поэтому в это время, на сугубой ектении, можно помолиться Богу своими словами, попросить о насущном и поблагодарить.

3. Уставом положено ещё одно поминовение — после освящения Святых Даров. Сегодня его практически не замечают. А зря. Ведь перед нами — Сам Христос, распятый, воскресший, вознесшийся и паки грядущий судить мир! Разве сейчас — не самое время поблагодарить и попросить Господа о насущном, в том числе и о наших близких?
Уставом назначается поминание усопших на тайных молитвах, сейчас читающихся во время пения "Достойно есть", а живых — после возгласа "В первых помяни". Так положено по уставу, и молящиеся тоже могут так делать.
Но я бы предложил не отвлекаться от общей молитвы, а перенести поминовение на запричастную паузу. Ничего не меняется — перед нами всё тот же Христос. У духовенства такой возможности нет: в это время они причащаются. А молящиеся могут достать свои помянники и ещё раз помолиться о своих близких.

Хоть немного не в тему, но все же: ещё обязательно нужно убрать торжественное шествие трудниц с тарелками для пожертвований прямо во время богослужения, иногда во время Херувимской или Евхаристического канона. Мне кажется, недопустим сбор денег во время таинств исповеди и причащения, во время помазания и при подходе ко Кресту.

Но если я всё это всерьез предложу священникам — отцы-настоятели, наверное, меня побьют камнями. Церковные записки — одна из основных статей приходского бюджета, и если мы их отменим, не на что будет содержать храм. Для этого нужно менять всю церковную экономику.
Но делать это нужно. Даже по этическим соображениям нельзя брать деньги за молитву.

Наверное, тем молящимся, которые считают себя прихожанами храма, стоит делать регулярные отчисления на храм с зарплаты (пенсии), а для "захожан" поставить при входе поднос для пожертвований. Людям — объяснить, когда во время богослужения молиться о своих близких. Имена принимать только в том случае, когда человек особенно нуждается в молитве всей общины.

У постоянных прихожан трудностей не возникнет — им только нужно понятно объяснить, в какой момент Литургии поминать живых и усопших, а вот "захожанам" придётся учиться личной молитве Богу, а не строить иллюзии, что они всё заказали и за них и за их родственников помолятся. Не помолятся! Вычитывание записок — не молитва!

Возможно, в таком случае храм не будет так богато обустроен. Но зато наша совесть перед Богом будет спокойна: люди сами будут молиться о своих близких во время службы, а не перекладывать это на незнакомых людей.

Вот вкратце мои мысли по поводу церковных записок.

Согласен — таким не совсем честным способом, на записочках и просфорочках выживает храм. А вот сейчас, в период эпидемии, произошел "сбой системы": люди в храмы не ходят, свечки с просфорками не покупают, записки — и те за добровольное пожертвование. Не является ли это неким изгнанием торгующих? Неким посланием от Бога, что это не приемлемо для Его Церкви?..

Вот что можно сказать о церковном поминовении. Это не только моё мнение — это мнение многих наших пастырей.

(Автор пожелал сохранить анонимность.)
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments