pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Вознесение Христа: присутствие в отсутствии

Надо заметить, что ни в первом Евангелии, ни в четвертом, само это слово в отношении Христа не употребляется. Фактически его использует только евангелист Лука в конце своего Евангелия и в начале повествования Деяний. И также это слово употреблено в эпилоге Ев. от Марка, прибавленном к повествованию на несколько десятков лет позднее и самому Марку не принадлежащем (этот отрывок Мк. 16: 9-20 как раз читается на всенощной). Почему именно Лука его использует? (по-греч. - "аналипсис", буквально - "взятие", и в Деян. 1:2 слова "Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам" можно как раз перевести как "Он был взят"). Возможно, потому, чтобы это было более понятно читателям из язычников. У которых, кстати, представление о вознесении душ умерших было популярным, но, естественно, без телесного воскресения (о вознесении Ромула упоминает, например, Плутарх, а о вознесении души императора Августа пишется у Светония в "Жизни 12 цезарей", ссылающегося на свидетельство некоего претора, которому было соответствующее видение). Лука, видимо, предпочел соединить воскресение Иисуса с Его Вознесением как окончательным видимым отшествием от учеников и одновременно различить то и другое с интервалом в 40 дней (Деян. 1:3, но в Евангелии рассказ умещает это как бы в один день). В Ветхом Завете ближе всего к этому было бы вознесение праведника Еноха и пророка Илии, которые, впрочем, еще по-настоящему не умирали и им это только предстоит, согласно устойчивому поверью (про Еноха пишется, что "ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" - Быт. 5:24). После Воскресения Иисус еще являлся ученикам, уверяя, что Он не бесплотный дух покойника (Лк. 24: 37-40), и давал последние наставления, а после Вознесения уже нет. Хотя по сути таинственное восхождение к Отцу у Иисуса состоялось уже сразу после Воскресения (см. Ин. 20:17).

По сути Вознесение значит торжество и кульминация Воскресения. Этому видимому миру Иисус уже не принадлежит. Его Царство - "не от мира сего", и в то же время - "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Рационально совместить это проблематично, да и невозможно. Как справедливо отметил ап. Павел, "если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2 Кор. 5:16). Но есть некоторое искусственное упрощение, может быть, неизбежная рационализация, связанная с литургией и Евхаристией, когда делается акцент, что Христос посреди нас, поскольку реально присутствует в Святых Дарах, но при этом забывается, что это присутствие не физическое, но в Духе Святом, это присутствие в отсутствии... И общение с Христом в любом случае - не такое, как с видимыми нами людьми. Отсюда и еще одна рационализация: Церковь есть Тело Христа, а значит, она безупречна и непогрешима. Но Тело Христа в этом смысле - не сам Христос! Мы члены Тела, но мы все-таки погрешаем, и сумма членов-грешников не может дать другого качества, его может дать только Дух Святой!
Здесь уместно привести соображения Тома Райта из его книги "Главная тайна Библии" (Эксмо, 2009), как раз о Вознесении:

""Если можно отождествить Иисуса с Церковью, - то есть можно говорить о присутствии Иисуса с верными, забыв, что Он стоит перед ними и обращается к ним как их Господь, - это прямая дорога к триумфализму в худшем смысле данного слова. Именно к этому постоянно скатывался английский либерализм в ХХ столетии. Компромисс с рационализмом заставлял думать, что вознесение «на самом деле» означает присутствие Иисуса в любом месте, а потому церковь ставила себя (свои структуры и иерархию, свои обычаи и свои причуды) на место Иисуса как Господа, ради которого сама церковь должна служить миру (как о том говорит Павел). А оборотной стороной триумфализма, разумеется, становится отчаяние. Если сделать ставку на тождественность церкви Иисусу, что случится, когда мы увидим, что (как говорит Павел в том же отрывке) сами представляем собой всего-навсего глиняные сосуды?
Если церковь отождествляет свои структуры, руководство, литургию, храмы или что-то еще с Господом, - а именно это происходит, когда она забывает о вознесении или понимает его как слова о Духе, - что мы тогда имеем? С одной стороны, «заносчивость властей» (если воспользоваться словами Шекспира), а с другой, - отчаяние на пороге старости, когда человек понимает, что такая схема недееспособна... И только тогда, когда мы ясно понимаем, что церковь не Иисус, а Иисус не церковь, - другими словами, когда мы ясно понимаем смысл вознесения: что Тот, Кто присутствует среди нас Духом, одновременно является Господом, который странным образом отсутствует, и Он совершенно иной, радикально отличается от нас, стоит пред нами и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне», - только тогда мы можем избавиться как от надменности триумфализма, так и от мрака отчаяния"".

С праздником всех православных!
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments