pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"В духе и истине"

Пример самарянки свидетельствует, что любая аскетика и личные усилия людей к совершению добродетелей, к достижению благочестия и праведности далеко не всегда коррелируют с откровениями от Бога, получаемыми лично каждым верующим. Более того, можно всю жизнь "поститься, молиться, слушать радио Радонеж" потратить время, чтобы грызть гранит богословия, читать множество святых отцов и т.д., но лично так с Христом и не встретиться. Да и что такое эта личная встреча и как её понимать, тоже хороший вопрос. А вот самарянка, которую Иисус застал у колодца в знойный полдень... Простая деревенская женщина, наверняка неграмотная, плюс к тому же с точки зрения правоверных православных того времени сущая еретичка! А с точки зрения того же закона (Торы), который самаряне всё-таки соблюдали, эта женщина в общем довольно "легкого поведения", имевшая до того пять мужей плюс нынешнего своего сожителя, который ей вообще непонятно кто.
Однако Иисус не просто не брезгует заговорить с ней (женщиной из еретического сообщества), но еще и открывает ей важные богословские истины!
"Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придёт Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой" (Ин. 4:25-26).
Если считать, что этот разговор случился в первой половине земного служения Иисуса, то есть, до исповедания Петра в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18), то о Своем мессианстве Иисус говорит самарянке открыто и прямо раньше, чем Он это делает ближайшим ученикам, задавая им притом наводящий вопрос "за кого почитают Меня люди?".
И, безусловно, вершина всего разговора, его кульминация в следующих словах: "верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (4:21-24, в переводе еп. Кассиана).
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят..." Была ли самарянка из этих "чистых сердцем"? Совсем не обязательно. Скорее она была из тех простецов, которых тоже имел в виду Иисус, говоря: "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам" (Мф. 11:25).
И вообще, когда в истории каждый раз христианские сообщества пытались "привязать" Бога, Его благодать и всякие чудотворные действия к определенному месту (храму), времени, территории, культуре, иерархии, стране и т.д., так каждый раз это как будто бы по-началу "работало", а потом... случалось всё наподобие того, что уже происходило с Израилем на рубеже Ветхого и Нового Заветов, а закончилось катастрофой 70 г. Вечные слова о поклонении Богу "в духе и истине" потому и всегда вечны и актуальны, что действительность, данная в ощущении, всякий раз контрастирует с ними. И вот сейчас многие церковные сообщества в очередной раз находятся на определенном рубеже. В недосягаемости для многих видимых храмов и богослужебных собраний в них поневоле приходится перестраиваться, смиряться. И для кого-то эти слова о поклонении Богу в любом месте "в духе и истине" могут зазвучать по-новому. "Бог не в рукотворных храмах живет", или, по-народному, "храм не в брёвнах, а в рёбрах". "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3: 16).
Tags: богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments