pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Что есть ад и в какой ад сошёл Христос

Царствует ад, но не вечно, / над родом человеческим; / ибо Ты, Могущественный, положенный во гробе, / живоначальной дланию расторг засовы смерти / и возвестил сидевшим там от века истинное избавление, / став, Спаситель, первенцем из мертвых (из канона утрени Великой субботы)

Выражу от себя не вполне ортодоксальную позицию с точки зрения школьного богословия или, скорее, предположение.
Бог ад не создавал. Если Он не творец зла и греха, то и не творец ада.
Ад - следствие грехопадения и нарушения гармонии отношений с Творцом, происходящего от недоверия Ему и своеволия. Ад - состояние, где господствует зло и дисгармония, где в предельном его выражении невозможна любовь! Бог предусмотрел этот путь, поскольку сотворил разумных тварей свободными. А свобода предполагает некоторую возможность непредсказуемости, которая проявляется даже материальном мире.
Ад и рай в истории христианской мысли объективировали как некие самостоятельные сотворённые реальности, и это был неизбежный этап в развитии религиозной мысли человечества. Однако вне человеческого сознания или человеческих фантазий, страхов и опасений ада как такового не существует. Ад можно носить в себе самом уже здесь и сейчас, если мы побеждены суетой, злобой, страхами и тому подобными духовными или ментальными вирусами. И рай можно нести в себе тем более, если мы полны радости, мира, благодарения, уверенности в себе и прежде всего любви, которая "не раздражается, не ведёт счёт злу, долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится" и т.д., по словами ап. Павла из 1 Коринф., гл. 13. Как писал Н. Бердяев, возможна и неизбежна психология ада, но никак не возможна его онтология.

Конечно, объективация ада была неизбежной еще и потому, что если признавать существование злых духовных сущностей, своего рода духовных вирусов или бесов (падших ангелов), то они также образуют своё царство во главе с дьяволом, который есть главный клеветник, обвинитель и разделитель в духовном мире. Христианство поэтому некоторые склонны подозревать в дуализме. Но отпадший дьявол вовсе не равен Богу, это одно из Его творений и не имеет самостоятельного начала. Он-то как раз творить ничего не может. Он может лишь внушать людям ложные представления о Боге. Вселять страхи, всякие опасения, искажённые представления о Боге и тем самым клеветать на Него или же обвинять людей перед Богом. Уверять, что Бог неумолим, что Он ничего не прощает, что Он мучитель, мстительный, деспотичный наподобие древних царей разных тоталитарных империй. И воистину, без особого откровения, без пролития света на такие ложные представления сами люди никак не могли бы из этого их собственного ада выбраться! Поскольку разные места Ветхого Завета неизбежно несут на себе печать этих представлений, и не потому, что Бог намеренно хотел вводить древних людей в заблуждение, а просто потому, что люди поневоле отпечатывали на Боге свои ограниченные представления и психологические проекции, которые не исчезали даже при прорывах божественной реальности в человеческую рутину и обыденность.

Христос сошёл в том числе в такой ад. Своим смирением, терпением до конца, принятием на Себя адских мук всего человечества Он этот ад просветил и разрушил, с точки зрения вечности. Но история разворачивается во времени, и перелом в ложных представлениях о Боге наступает постепенно. В мыслях отдельных христианских писателей этот перелом заметен уже с первых веков, хотя у других сохраняется еще своего рода педагогика устрашения. Кроме того, послушными и боящимися людьми легче и удобнее всегда было управлять. А для некоторых слоев поверхностно христианизированных народов непреодолённым остаётся не только ложный монотеизм, но и язычество. В самом Новом Завете есть две линии, переплетающиеся между собой и не сводимые друг с другом до конца: Бог как милующий и любящий Отец и Бог как справедливый судья и отмститель за беззакония и неправды. Поэтому ещё одна из причин объективации ада - потребность многих людей в том, чтобы всякое зло было наказано, уничтожено и чтобы справедливость восторжествовала. Это понятно по-человечески и это выражено во многих местах Ветхого Завета, например, в псалмах. Но с высоты новозаветного откровения, как отмечал еще преп. Исаак Сирин, если бы Бог был по отношению к нам последовательно и во всём справедливым, мы были бы уже давно в аду (ведь ни один из нас не будет идеальным и безупречным с точки зрения божественной правды и любви). И не случайно в Евангелии есть притчи, где выражена как раз божественная несправедливость с обыденной точки зрения (например, притча о работниках первого и одиннадцатого часа, которые получили равную оплату).

Воистину, по мысли Достоевского, дьявол с Богом борется, и поле этой борьбы - сердца человеческие. Соответственно, борются между собой ад и рай в наших же сердцах. Важно верить, что победа в этой борьбе возможна только с Христом как Победителем ада благодаря смирению и любви. И в том числе - нежеланию никому вечного ада и вечных мук, какие бы преступления люди в истории ни совершали.
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments