pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Вечность - "выздоровевшее время".

Это не моя мысль, конечно, а Н.А. Бердяева.
Всё, что связано с Евангельской историей, все её важнейшие вехи и ключевые события, которые христиане вспоминают из года в год, принадлежат именно вечности. Во Христе время исцелено. Поэтому всё, что с Ним связано, можно вспоминать не только, приурочив их к конкретному календарю (притом, что эти календари в разных традициях не совпадают), но всегда, в любой момент!
Это прежде всего касается Тайной Вечери, распятия и Воскресения.
Между прочим, на каждой литургии про это говорится.
В варианте литургии Василия Великого, в частности (к сожалению, она служится только 10 раз в году и два раза на предпасхальной Великой неделе):

...Ибо так как через человека грех вошел в мир и через грех – смерть, то Единородный Сын Твой, сущий в недрах Твоих, Бога и Отца, благоволил, родившись от жены, святой Богородицы и Приснодевы Марии, став под законом, осудить грех во плоти своей, чтобы умирающие во Адаме были оживотворены в Самом Христе Твоем; и пожив в этом мире, дав повеления спасительные, избавив нас от идольского заблуждения, привел нас к познанию Тебя, истинного Бога и Отца, приобретя нас Себе в народ особенный, царственное священство, народ святой, и очистив нас водою и освятив Духом Святым, взамен предал Себя на смерть, которой мы удерживались, проданные под власть греха; и чрез Крест сойдя во ад, чтобы наполнить Собою все, прекратил муки смерти; и воскреснув в третий день и проложив путь всякой плоти к воскресению из мертвых, – так как невозможно было Начальнику жизни быть удержанным тлением, – сделался начатком умерших, первородным из мертвых, чтобы быть Ему во всём между всеми первым; и взойдя на небеса воссел по правую руку Величия Твоего на высотах, – Он и придет воздать каждому по делам его. Но оставил Он нам эти воспоминания спасительного Своего страдания, – то, что мы предложили пред Тобою по Его заповедям. Ибо намереваясь выйти на добровольную, и вечно памятную, и животворящую Свою смерть, в ту ночь, в которую Он предавал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки и показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив,

дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: "Возьмите, вкусите, это – Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов".
Подобным образом взяв и чашу и растворив в ней плод виноградной лозы, благодарив, благословив, освятив,
дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: "Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая для отпущения грехов. Делайте это в воспоминание обо Мне; ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете".
Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение, на небеса восшествие, по правую руку от Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное Его второе пришествие,
Твоё от Твоих Тебе принося о всём и за всё,
Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Поэтому, Владыка всесвятой, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоенные служить святому Твоему жертвеннику, не за праведность нашу, – ибо мы не сделали ничего доброго на земле, – но по милостям Твоим и состраданию Твоему, которые Ты излил обильно на нас, дерзаем приближаться к святому Твоему жертвеннику, и предложив отображения святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и Тебя призываем, Святой из Святых, чтобы по благоволению Твоей благости Святой Дух Твой пришел на нас и на эти предлежащие дары, и благословил их, и освятил, и показал -
Хлеб сей – Самым драгоценным Телом Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чашу же сию – Самой драгоценной Кровью Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пролитою за жизнь мира.

Нас же, всех, от одного Хлеба и одной Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого, и сделай, чтобы никто из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе: праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, исповедниками, учителями и всяким духом праведным, в вере скончавшимся
... (русский пер. иером. Амвросия Тимрота)

Процитирую Бердяева:
"Священное находится внутри мгновения, приобщенного к вечности, а не в объективированных социальных образованиях прошлого и будущего. Будущее имеет то преимущество, что в отношении к нему раскрывается свобода, что оно может активно твориться. Это есть преодоление детерминизма, связанного с прошлым, в отношении к будущему. Но необходимо раскрыть свободу и в отношении к прошлому, т. е. возможность обращения времени. В религиозном сознании это есть проблема Воскресения... Это есть победа над смертоносностью времени... Выздоровевшее время есть вечность. И вся творческая активность, творящая новое, должна быть направлена не на будущее, которое предполагает заботу и страх и не преодолевает окончательно детерминизма, а к вечности. Это есть движение, обратное ускорению времени. Оно отличается и от ускорения времени, связанного с техникой, и от печали и меланхолии, связанной с пассивно-эмоциональным переживанием смертоносного времени. Это есть победа духа.
Онтологически нет прошлого, как нет и будущего, а есть лишь вечно творимое настоящее..."


Мне кажется, что Провидением мы поставлены сейчас в такую ситуацию, чтобы задуматься о том, не слишком ли мы "зациклены" на календарные циклы, не слишком мы поставили себя самих под эту власть календарей и вообще времени? Из года в год православные привыкли жить от Пасхи до Троицы, от Троицы до еще какого-нибудь праздника, потом до Рождества Христова, потом до Великого поста и т.д. А вот теперь оказывается, что Пасху, как рассчитывали многие, справить не можем (по крайней мере так, как настраивались, как было до сих пор). Но Пасха-то, тем не менее, всегда с нами! Она на каждой литургии, когда люди с радостью собираются друг с другом в благодарении. Стоит дождаться ближайшей совместной службы, когда это станет возможным, и вот будет Пасха. В благодарственных молитвах по святом причащении в любое время года в священническом служебнике даются пасхальные тропари: "Светися, светися, Новый Иерусалиме..." или "О Пасха великая и священнейшая, Христе! Подавай нам полнее Тебе причащаться в невечернем дне Царства Твоего!"
Если почаще будем вспоминать, как преп. Серафим Саровский мог в любой день года приветствовать словами "Христос воскресе, радость моя", то и время вокруг нас воистину станет здоровее.
Tags: богослужение, книжная полка, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments