pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О рае и его потере

Накануне поста и в первые его дни православным предлагается поразмышлять над первыми главами первой библейской книги. Тема последнего подготовительного к великому посту воскресенья - изгнание Адама из рая. На эти библейские образы часто любили нападать разные критики и скептики, указывая на разные нелепости и противоречия в повествовании о рае и его утрате. Что же это за рай такой, как у меня недавно спрашивал один мой постоянный оппонент, если в него так легко и просто мог проникнуть змей-сатана и соблазнить первых людей? Или: зачем там нужно было помещать это злополучное древо познания добра и зла, потом строго-настрого предупреждать о запрете вкушения плодов с него, а за однократное ослушание приговаривать к казалось бы совершенно несоразмерному наказанию, последствия которого несёт всё оставшееся человечество? Кстати, в церковно-народной среде почему-то утвердился прежде всего образ яблока и стал очень популярным: Ева-де яблоко сорвала. Хотя изначально был другой взгляд: это была смоковница. И есть весьма оригинальное толкование, почему Иисус, проходя мимо бесплодной смоковницы накануне страданий, её проклял: именно потому, что она послужила соблазном для первых людей. Очевидно, христианство, распространяясь в народной среде на запад и на север, уже приспосабливало другие символы и образы для большей наглядности: инжирные деревья в Западной Европе или России росли далеко не везде.
Понятно, что натуралистическое восприятие повествования об утрате рая вызывало вопросы с самого начала, и уже древние христианские толкователи его не принимали, сознавая, что это повествование образное и символическое. Грехопадение прежде всего произошло в духовном мире, и только потом спроецировалось на материальный. Но как можно описать то, что произошло в мире невидимом, духовном? Тем более людьми, жившими около 2500-3000 лет назад? Не иначе, как через понятные всем образы. Иисус много позже употреблял совершенно земные ситуации и образы для описания Царства Бога - чему оно может быть подобно. Но это ведь совсем не значит, что это Царство в самом деле представляет собой выловленную жемчужину или, более того, вспученное дрожжевое тесто! Все это понимают. А вот когда читают первые главы книги Бытия, почему-то легко про это забывают.
Весь интерес в том, что образы, представленные в первых главах первой библейской книги, просты, как будто даже наивны, но на самом деле многозначны и представляют собой безбрежное поле для разных интерпретаций.
Я остановлюсь только на некоторых, мне близких.

Рай - это полная и совершенная гармония человека с Богом, окружающими людьми и самим собой. В этой жизни мы причастны к нему в некотором приближении, в большей или меньшей степени. Мы понимаем, что в каждом человеке что-то периодически нарушается и даёт сбой в этом плане. Собственно, постулат о грехопадении - один из немногих, который всё время подтверждается в опыте, на практике. И выражается хотя бы известным "правилом Черномырдина": "Хотели, как лучше, - получилось, как всегда". Что такое был Эдем? Своего рода "лаборатория" по испытанию первого человека, который был сотворён, но ещё далеко не завершён, не сформирован и не доделан. Это была предыстория, развернувшаяся в метафизической сфере. Человечество и сейчас не доделано, ему есть куда развиваться, но уже в истории, во времени, несущем в себе последствия грехопадения первых людей, "архетипов", выбравших судьбу за всех нас, за все последующие поколения. Что представляло собой дерево познания добра и зла? Просто сама возможность приобщиться к злу в опыте! Если Адаму была дана возможность назвать всякую вещь своими именем, значит, у него было сознание того, что правильно, что неправильно, была способность проникать в суть вещей, хотя бы теоретически. Была способность различать добро и зло. Но "познать" (евр. - даат) в библейском языке значит совсем другое: соединиться и приобщиться тому, что познаёшь. В этом смысле "вкусить" значит пропустить через себя. И вот это первым людям было запрещено по соображениям элементарной "техники безопасности": зачем соединяться со злом или с добром и злом в их смешении? (Кстати, не похожи ли в чем-то малые дети двух-трех лет на тех первых людей? Им всё время хочется чего-нибудь попробовать, буквально взяв в рот! Это своего рода наиболее древний и самый простой способ познания... Понятно, что от малого ребёнка всё время приходится чего-нибудь прятать. Но Адам, хотя и был во многом неопытен изначально, младенцем по своему состоянию не был, если воспринимать текст и так, как он есть, и в многовековой традиции его понимания). Путаница добра и зла, относительность того и другого в нашей жизни - основные последствия первого метафизического вкушения зла первыми людьми. Зла как такового не существовало изначально: Бог есть источник всякого добра и благости, и всё, что Он сотворил, было очень хорошо, предельно хорошо, "тов меод" (Быт. 1:31). Но зло возникает всякий раз, когда Божий порядок нарушается, ломается. Когда у первых людей возникло недоверие Богу и сомнение, посеянное "древним змием" (см. Откр. 12:9), нарисовавшим своего рода карикатуру на Творца и Его замысел о человеке, они послушали этот чужой голос охотнее, чем голос Бога. С этого всё в общем и началось. Но, конечно, дело было совсем не только в однократном нарушении повеления Бога (хотя нарушения правил техники безопасности могут в самом деле привести к непоправимым последствиям). Нарушили, ошиблись, доверились чужому голосу хитрого обольстителя - с кем не бывает? Но дальше цепь отпадения только продолжается: люди "скрываются" от лица Бога, ощутив свою "наготу", которую пытаются скрыть (символ обнажённости и беспомощности, Быт. 3:7-10), а затем перекладывают друг на друга ответственность в попытке самооправдания вместо того, чтобы просто признать, что ошиблись, поступили неправильно (3:12-13). Но раз пытаются "скрыться" от Бога - значит они уже лишились рая! Буквально их никто оттуда не "изгонял". Блудный сын из притчи Лк. 15 сам потребовал для себя "часть имения", отделился от Отца и удалился в "далёкую страну", где начал испытывать голод и лишения. При этом неважно вовсе, "где" первые люди находились, - в метафизической ли ещё сфере или уже в физической. Рай для них уже перестал быть раем. После отпадения в духовной сфере части ангелов (предполагаю, что описанное в 12-й главе Откровения относится к вневременной области и, спроецировавшись на земную историю, определило её с самого начала и до конца её) человек, если бы устоял, мог бы стать настоящим посредником между Богом и сотворённым миром, устроителем, возделывателем данного ему рая. Он таким остаётся, впрочем, даже в его униженном и падшем состоянии... но уже при существующей дисгармонии между ним и природой, между его духом и плотью и между ним и его ближним, ему подобным.

Почему это предлагается осмыслить накануне поста и в первые его дни, вполне понятно, учитывая, что, по мысли Василия Великого и некоторых других древних мыслителей, заповедь, данная людям в раю, которую они нарушили, фактически была о посте. Пост здесь понимается как принцип, противоположный всеядности и неразборчивости в пище, в погоне за её привлекательностью и вкусом. При этой неразборчивости можно непременно чем-нибудь отравиться, в духовном смысле прежде всего. Более того, "переесть" и довести до "передоза" можно даже, вкушая совершенно чистую и полезную саму по себе пищу! Сколько людей приходилось видеть, "перекормленных" нашим церковным благочестием, отчего у иных явно наблюдался уже "рвотный рефлекс". Пост - время в том числе стремления к духовной рассудительности и обретения её. Ещё Антоний Великий указывал, что многие предавались продолжительным постам, молитвословиям и т.д., и однако же, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности. Дай Бог каждому из нас чуть-чуть побольше ей наполниться в предстоящее время!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments