pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Реплика от "батюшки Лютера"

События в Твери снова заставили батюшку Лютера задуматься о судьбах русской реформации.
Эксперты довольно много писали о том, почему в Русской Православной Церкви идея реформы вызывает такую негативную реакцию. Батюшка Лютер попробовал подытожить все, что было сказано до него.
1. Травма церковного раскола XVII века. Среди непреодоленных травм русского народа свое почетное место занимает трагедия старообрядческого раскола. Конечно, ее значение преувеличивать не стоит (все-таки, давно это было), но и преуменьшать тоже не надо, так как угрозы разделения «как при Никоне» регулярно звучат со стороны консервативно настроенных кругов.
2. Травма от распада СССР и реформ 90-х. Вот это уже гораздо более актуально. Слово «реформа» для людей старшего поколения (а таких в церкви - 90%, но это не точно) связано с тем негативным опытом, который они пережили после распада СССР. Тогда же, на фоне рушащегося привычного мира, церковь стала островком стабильности и тем самым манящим «градом Китежем». Поэтому словосочетание «церковная реформа» для травмированного человека, пережившего 90-е, значит нечто довольно простое, но одновременно страшное - последний оплот стабильности тоже начнет меняться, а значит, снова придется пережить ужас неопределенности.
3. Характерный русский магизм. Религиозное сознание в России остается на уровне аграрного общества с его магическим отношением к высшим силам. А правила магии очень просты - неправильно выполненный ритуал лишает человека и всю общину покровительства богов.
4. Низкий уровень церковного образования и отсутствие катехизации. Когда о. Георгий Кочетков выразил в своей знаменитой диссертации мнение о том, что не только церковному народу, но и большинству архиереев надо бы пройти оглашение и наставление в основах веры, он сказал горькую правду. Дремучесть, помноженная на магизм, дает совершенно дикое мировоззрение, носители которого прочно засели в епископате РПЦ, не говоря уже о клире и народе.
5. Русский духовный индивидуализм. Этот феномен, конечно, хорошо бы исследовать с точки зрения социологии религии. Но факт остается фактом: богослужение для русского человека - это НЕ общее дело, это личная молитва в «месте силы» (храме). Наверно, это связано с характерной русской замкнутостью и недоверием к окружающим. По идее, христианство как раз должно помогать в преодолении такого эгоцентризма, но на практике оно, наоборот, оказывается подчинено ему.
6. Безразличие. Для большинства даже церковных людей храм остается не частью жизни, а воскресным хобби. В этом причина миссионерских и приходских неудач талантливых пастырей. За исключением тонкой прослойки интеллигенции, среди которой все меньше верующих, основной церковной аудитории - рабочему классу и пенсионерам - просто ничего не надо. Они не беспокоятся из-за непонятности служб, разобщенности приходов, из-за уровня своего развития и даже из-за состояния государства. Пофиг на все.

Из темы Тверская нескладуха
Tags: жизнь церковная, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments