pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Странный литургический казус...

Раз в несколько лет мы не служим литургию в пятницу, если она предшествует Богоявлению, которое выпадает на воскресенье или понедельник. Вообще-то, если хорошо вдуматься, это выглядит странным.
Изначальная логика, хранящая следы глубокой древности, была понятна.
Богослужение сочельника Рождества и в то же время Богоявления было подражанием древне-пасхальной практике. Когда-то в тот день, как и накануне Пасхи, полагался строгий пост как полное воздержание от вкушения пищи, и литургия в Вел. Субботу не совершалась вообще (см. http://www.pravenc.ru/text/150073.html), а вечером служилась торжественная вечерня, относящаяся уже к самому празднику Пасхи, и завершалась Евхаристией, а потом поутру служилась ещё одна литургия. Но Богоявление с Рождеством до 4-го века был один праздник. Григорий Богослов написал специальное "Слово на Богоявление или Рождество Спасителя", где, в частности, пишет: "Вскоре потом увидишь и очищающегося в Иордане Иисуса – мое очищение, или, лучше сказать, через это очищение делающего чистыми воды, ибо не имел нужды в очищении Сам Он – «взявший грех мира» (Ин.1:29); увидишь и «разверзающиеся небеса» (Мк.1:10); увидишь, как Иисус и приемлет свидетельство от сродственного Ему Духа, и искушается, и побеждает, и окружен служащими Ему ангелами, и «исцеляет всякую болезнь и всякую немощь"
(Мф. 4:23).

И только при Иоанне Златоусте на Востоке уже стало формироваться отдельное празднование Рождества Христова.
Сочельник Рождества, как и Великая Суббота, всегда приходится на усиленный пост (40-дневного поста перед Рождеством не было до 12 века, но несколько дней перед праздником всё же постились). Как и во дни Великого поста, или же в великие Пятницу и Субботу, литургию было совершать не принято (а литургия Вел. Субботы в современном варианте - отголосок древней службы, совершавшейся не с утра, а уже в вечернее время, переходящей собственно в пасхальное торжество; отсюда и переоблачение в белоснежные одежды, и Евангелие о Воскресении на этой литургии). И во все праздники литургия Василия Великого была нормой, а не Златоуста, вытеснившая первую уже во втором тысячелетии.

Но когда празднование Богоявления отделилось от Рождества, служба ему оказалась по структуре совершенно такой же, как и в Рождество (вполне неизбежно, учитывая, что изначально это был единый праздник). Те же несколько дней предпразднства и сочельник как день поста. НО! То, что было естественным перед Рождеством, не всегда видится таким же естественным перед Богоявлением в современной практике, которая, впрочем, существует уже несколько столетий. Да, если сочельник как день строгого поста выпадает на субботу и воскресенье, дни заведомо не постные, но изначально праздничные по своему характеру, тогда естественно, что служба сочельника переносится на предыдущую пятницу как день в любом случае наиболее постный из всех прочих. В случае Рождества это естественно. Но в случае Богоявления, наоборот, выглядит как-то странно! Ведь официально провозглашены Святки - период праздничный и притом БЕЗ постов в среду и в пятницу! От Рождества до крещенского сочельника (последний уже исключается, и здесь положен пост). Значит, раз нет поста, то НЕТ НИКАКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ ЛИТУРГИИ! Если иметь в виду, что основная идея поста как периода скорби о грехах и покаяния противоречит Евхаристии как службе праздничной и благодарственной по преимуществу, и потому в седмичные дни, кроме суббот, воскресений и праздника Благовещения, она не совершается. Но Святки - период не постный, а литургии всё равно нет накануне Богоявления! Чем это можно объяснить, как не простой и не очень продуманной "калькой" дней накануне Рождества? Правда, может последовать возражение, что в среду и пятницу Сырной седмицы, предшествующей началу Великого поста, литургия также не совершается, но поста ещё нет. Но очевидна разница: Сырная седмица задумана как подготовительная к Великому посту по преимуществу (помимо предшествующих воскресений о Мытаре и фарисее, Блудном сыне и Мясопустном). При этом по Студийскому уставу, действовавшему на Руси до 15-го века, в сырные среду и пятницу совершалась Литургия Преждеосвященных Даров. А пятница перед Богоявленским сочельником с чего тогда осталась вообще без всякой литургии?... Мне кажется, что-то наши предки здесь не продумали.
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments