pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Железная логика клерикала

"...Конечно, отравленные либеральным богословием оппоненты начнут возражать, что все это говорится о достоинстве епископского сана, и следует, мол, различать почитание звания архиерея от почитания конкретного человека, который посвящен в этот сан. Однако, как это возможно себе представить на практике? Как различить, что в епископе божеское, а что немощное человеческое? Или когда архиерей гладит нас по головке — это, конечно, архиерей от Бога, а когда отпускает нам подзатыльники — это подлец, позорящий сан епископа?

Святые Отцы единогласно говорят, что в любом архиерее (и даже в священнике) мы должны видеть не человека и его немощи, а Самого Бога"
(прот. Алексей Чаплин, руководитель миссионерского отдела Валуйской епархии).

Вообще-то, по святым отцам, например, по авве Дорофею, "видел брата своего - видел Бога своего!". Каждый человек, независимо от своего положения в иерархии или социального статуса, несет в себе образ Бога. Поэтому апостол Петр и писал в своем послании: "вы -- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы" (1Пет. 2:9-10). И поэтому в богослужебной практике РПЦ и других православных церквей при обходе храма с каждением кадятся не только иконы на стенах, но и люди как "живые иконы".
Вообще, прямолинейное и последовательное логическое обоснование с целью отстоять какую-то идею или идеологему приводит не к чему иному, как к обыкновенной ереси. В древности все классические ереси были весьма логичными и убедительными. В данном случае у прот. Чаплина - обыкновенная ересь клерикализма или архиереепоклонства. Вместе с грехом человекоугодия.
Святые отцы древности мыслили совсем не так.
Напомню о. Алексею 58-й гимн преп. Симеона Нового Богослова (перевод игум. Илариона Алфеева):

Епископы, главы епархий, познайте:
Вы - образа все Моего отпечаток,
Поставлены вы говорить предо Мною,
В собраниях праведных вы предстоите,
Зоветесь Моими вы учениками,
Носящими Мой пребожественный образ.
Вы даже над маленьким общим собраньем
Такую великую власть получили,
Какой наделен от Отца Я, Бог Слово.
Я - Бог по природе, но Я воплотился
И стал Я двояким - в двух действиях, волях
И в двух естествах. Нераздельно, неслитно
Я есмь человек, но и Бог совершенный.
И как человек, Я всех вас удостоил
Руками Меня и держать, и касаться,
Как Бог же всегда остаюсь недоступным
И неуловимым для рук ваших бренных.
Невидим для тех Я, кто видеть не может,
Закланный за всех - неприступным остался,
Двоякий в одной всесвятой Ипостаси.

Среди же епископов есть и такие,
Которые саном гордятся безмерно,
Всегда превозносятся над остальными,
Считая их всех за ничтожных и низких.
Немало епископов есть, что по жизни
Весьма далеки от достоинства сана.
Я здесь говорю не о тех, у которых
Слова согласуются с жизнью, делами,
А жизнь отражает ученье и слово,
Но Я говорю о епископах многих,
Чья жизнь не похожа на их назиданья
,
И кто Мои страшные тайны не знают
И мнят, что Мой огненный хлеб они держат,
Но хлеб Мой они, как простой, презирают,
И думают, будто кусок они видят
И хлеб лишь едят, а невидимой славы
Моей совершенно увидеть не могут.

Итак, из епископов мало достойных.
Есть много таких, что высоки по сану,
А видом смиренны - но ложным смиреньем,
Противным, дурным, лицемерным смиреньем.
Гоняясь всегда за людской похвалою,
Меня презирают, Творца всей вселенной,
Как будто бедняк Я худой и презренный.
Они Мое Тело берут недостойно,
Стремясь превзойти всех людей, не имея
Одежды Моей благодати, которой
Они никогда и никак не имели.
Незванно и дерзко в Мой храм они входят,
Вступают вовнутрь несказанных чертогов,
Куда недостойны смотреть и снаружи.
Но Я, милосердный, терплю их бесстыдство.
Войдя же, со Мной говорят, словно с другом:
Себя не рабами хотят, но друзьями
Они показать - и стоят там без страха.
Совсем не имея Моей благодати,
Они обещают ходатайства людям,
Хоть сами во многих грехах виноваты.
Они надевают блестящие ризы,
Но чистыми кажутся только снаружи:
Их души - грязнее болотной трясины,
Ужасней они смертоносного яда
У этих злодеев, что праведны с виду
.

Как некогда скверный предатель Иуда
Взял хлеб от Меня и вкусил недостойно,
Как будто был хлеб тот простой и обычный,
И тотчас "по хлебе" вошел в него дьявол
И сделал бесстыдным предателем Бога,
Своей исполнителем воли коварной,
Рабом и слугой своим сделал Иуду,
Так точно случится в неведенье с теми,
Кто дерзко и с гордостью и недостойно
К Божественным Тайнам Моим прикоснутся.
Особенно главы епархий, престолов,
Священноначальники часто имеют
И прежде Причастья сожженную совесть,
И после - совсем осужденную совесть
.
Входя в Мой Божественный двор с дерзновеньем
Бесстыдно стоят в алтарях и болтают,
Не видя Меня и не чувствуя вовсе
Моей неприступной Божественной славы,
Ведь если бы видели, так бы не смели
Всегда поступать, не дерзнули бы даже
Войти и в притвор православного храма.

Да, все, что написано мной, это правда.
И всякий желающий в том убедится
По нашим делам, иереев негодных,
И лжи никакой не найдет и признает,
Что Бог чрез меня говорит всем об этом.
Признает он все, если сам он, конечно,
Не кто-то один из творящих все это
И если не тщится он хитрым обманом
Свой собственный срам прикрывать, но однако
Пред всеми людьми и пред силами неба
"Все тайное тьмы" Бог соделает явным.

Но кто же из нас, иереев, сегодня
Сначала очистил себя от пороков
И только потом уж дерзнул на священство?
Кто мог бы сказать дерзновенно, что славу
Земную презрел и священство воспринял
Лишь ради небесной Божественной славы?
Кто только Христа возлюбил всей душою,
А золото все и богатство отринул?'
Кто скромно живет и доволен немногим?
А кто никогда не присвоил чужого?
Кого же за взятки не мучает совесть?
И кто не старался при помощи взяток
Сам стать иереем и сделать другого,
Купив и продав благодать и священство
?

Кто в сан не возвел недостойного друга,
Ему пред достойным отдав предпочтенье?
А кто не хотел бы епископским саном
Друзей наделить, чтоб в епархиях чуждых
Во всем обладать и влияньем, и властью?
Но это обычным считается делом
И даже безгрешным у тех, кто вмешаться
Хотят непременно в дела всех епархий.
А кто не давал по указке начальства,
По просьбе мирских, и князей, и богатых
Священного сана тому, кто не должен
И кто недостоин быть пастырем в Церкви?
Поистине, нет никого в наше время
Из всех их, кто чистое сердце имел бы,
Кого бы не мучила совесть за это,
Ведь он непременно соделал что-либо
Одно из того, о чем сказано выше
.

(выделено мной - свящ. Ф.).

Так что предлагаю о. Алексею исследовать преп. Симеона на предмет "майданных" или "революционных" настроений, "захлестнувших", по мнению протоиерея, современную паству.

А великий предшественник Симеона, свят. Григорий Богослов, был тоже весьма скептически настроен в отношении современных ему епископов:

"Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным и даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее; но одного остерегайся — дурных епископов, не смущаясь при этом достоинством их престола! Ведь всем доступно высокое положение, но не всем благодать. Проникнув взором сквозь овечью шкуру, разгляди за ней волка" (О себе самом и о епископах).

Ну и при такой железной логике и до антихриста недалеко! Напомню, что приставка "-анти" означает не только "против", но и "вместо". И вот этот призыв протоиерея как раз подготавливает для него почву: "Поэтому, если мы не хотим быть противниками Бога, нам следует приклонить свои выи не перед богом-абстракцией, выдуманным нашим высокоумием, а перед Богом в лице конкретного архиерея, в руках которого власть вязать и решить нашу вечную участь". Именно такая идеология может подготовить приход того, кто "в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фес. 2: 4).

Мыслить антиномично, судя по всему, отец протоиерей не умеет или не привык. Человек несет образ Бога, он "Бог по благодати", но он - грешен и нуждается в спасении от Христа. "Нет человека, который жив будет и не согрешит", согласно Писанию и православному вероучению (2Пар. 6:36, 3Цар. 8:46, Еккл. 7:20). Включая епископа. Кроме того, прот. Алексей забыл, ссылаясь на священномученика Игнатия, что, кроме епископов, Игнатий призывал почитать пресвитеров как апостолов, а диаконов, как заповедь Божию. Так зачем же тогда так еретически искажать церковное вероучение?...
Tags: жуть, полемика, свет и тени в церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments