pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

«Древнее прошлое, теперь всё новое…»

(выступление на приходской Рождественской конференции)

На самом деле это не совсем точный перевод синодальной версии. Буквально это высказывание ап. Павла (2Кор. 5:17) звучит так: «…если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошлое, вот наступило новое». Или: «старое прошло, и вот настало новое». Слово «всё» применительно к новому действительно видится здесь не очень обязательным, поскольку в нашем падшем мире до сих пор далеко не всё – во Христе. С другой стороны, эту мысль можно связать ещё с одной, выраженной в Откровении Иоанна Богослова, где в конце его читаем: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Откр. 21:5). То есть получается, что тот мир, в котором мы живём, ещё не завершён. Седьмой день творения, во время которого и появляется это «новое», продолжается, несмотря на то, что Бог как бы «остановился» от Своих дел после шести дней творения и пребывал в покое. Этот покой оказался скрытой формой участия Бога в истории уже отпадшего от Него мира. В анафоре литургии Василия Великого об этом замечательно выражено: «…создав человека, взяв прах от земли, и почтив его образом Твоим, Боже, Ты поместил его в раю сладостном, бессмертие жизни и наслаждение вечными благами при соблюдении заповедей Твоих обещав ему; но ослушавшегося Тебя, истинного Бога, создавшего его, и обольщением змия увлеченного и умерщвленного его собственными согрешениями, Ты изгнал его по праведному суду Твоему, Боже, из рая в этот мир и возвратил в землю, из которой он был взят, устраивая ему спасение чрез возрождение в Самом Христе Твоем. Ибо Ты не отвратился до конца от создания Твоего, которое сотворил Ты, благой, и не забыл творения рук Твоих, но многообразно посещал по благосердию милости Твоей. Ты послал пророков, совершил чудеса через святых Твоих, в каждом роде благоугодивших Тебе; говорил нам устами рабов Твоих пророков, предвозвещая нам грядущее спасение; закон дал в помощь, поставил Ангелов хранителями. Когда же пришла полнота времен, Ты говорил нам в Самом Сыне Твоем, Которым Ты и века сотворил…». Итак, пророки ВЗ предвозвещали нам грядущее спасение. Согласно их видению, история Израиля и всего человечества имеет направленность и конечную цель. Но в Писании, а также в разных наблюдениях людей помимо библейских текстов всегда присутствовал и другой взгляд на мир, основанный на жизненном опыте, с которым так просто не поспоришь: «Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это уже было в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1: 9-10). Или, как ещё говорят, «новое – это хорошо забытое старое».
А в более трагическом ключе об этом же писал наш знаменитый поэт в 1912 году: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет». Таким образом, налицо два восприятия времени, два его измерения – цикличное и линейное, направленное. Можно также сказать, что есть время внешнее, материальное, неотделимое от пространства, где происходят одни и те же повторяющиеся астрономические явления, относительно которых производится отсчёт времени, и есть время, обусловленное человеческими оценками и внутренним восприятием. В духовном мире есть также своё время: в конце концов, если есть жизнь в какой бы то ни было форме, не обязательно биологической, значит, есть динамика её, есть движение, только оно другое, не зависящее от внешних факторов и от циклов. И вот, с точки зрения Духа, как пишет ап. Павел, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4-5). Пришла она, как замечает о. Александр Мень, когда уже десятки тысяч лет истории человечества миновали, но при этом человечество очень долго стояло на месте из-за утвердившегося магического миросозерцания: «Обитатель пещер палеолита или земледелец, живший на заре цивилизации, по своей природе мало чем отличались от современников новозаветных событий; но следует помнить, что характер доисторической и раннеисторической культур всецело определялся мировоззрением магизма. Это мировоззрение можно считать прямым следствием той болезни духа, которую принято называть первородным грехом человечества
Обладая свободой, неся на себе печать Творца, человек - образ Его и подобие - призван был возрастать, поднимаясь ко все более полному единению с Сущим. Однако уже с первых шагов своего существования он предпочел ориентироваться на силы, разлитые в природе, которые он ощущал как сверхъестественные. Мало того, люди захотели подчинить себе эти силы, "быть, как боги", независимо от Творца достигнуть внешнего господства над окружающим миром. Грехопадение, отдалив человека от Бога, привело к утрате или к ослаблению многих заложенных в нем возможностей. Сама природа обрела для него двоящийся лик грозной Кормилицы-Врага, за которым скрывались сонмы нечеловеческих существ. Первобытные люди искали у них помощи в охоте, сражениях, земледелии. В результате возникла магия с ее неисчислимыми обрядами, табу и церемониями, целью которых было повлиять на духов и демонов или обуздать их враждебность. Страх перед неведомыми силами парализовал людей, но в то же время они рассчитывали отстоять себя, прибегая к ритуалам. Так, в ложном самоутверждении, в желании "стать, как Бог", человек обрел лишь оковы
»

«Пришла полнота времени» - выражение, синонимичное более простому «пришло время», «пришёл срок» или «исполнилось время», но сказанное более торжественно. Время это было назначено Отцом, как указывает Павел во 2-м стихе этой же главы послания: наследник, доколе он в детстве, подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Похожая мысль есть в начале Евангелия от Марка. Когда Иисус выходит на проповедь, Он говорит: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15). И при этом услышал и принял Иисуса лишь только малый остаток Израиля - даже тогда, когда исполнилось это время; до тех пор и это было невозможно. И с этого момента время как таковое подошло к своему завершающему этапу, к концу, и при этом неважно, сколько лет или тысячелетий ещё пройдёт после нас. «Проходит образ мира сего», как писал ап. Павел (1Кор. 7:31), и на смену старому отжившему образу мира приходит новый, по аналогии с двумя Заветами, когда, ссылаясь на пророка Иеремию, предсказавшего заключение с Израилем нового завета, автор послания к Евреям пишет, что: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:13).

Новизна всегда происходит в области Духа и не всегда заметна обычным взором, то есть, не всегда оче-видна. Её проекция на материальный мир уже вторична и тоже не всегда убедительна для всех. После Рождества прошло уже около 2020 лет, и мир, с тех пор впитавший в себя христианскую символику, давший разных подвижников веры с их вдохновенными проповедями, текстами, молитвами; построивший столько храмов по всему миру, что наверно никто не знает их точное число, для многих остаётся тем же миром, где скорее разыгрываются устрашающие сцены Апокалипсиса как символа всего катастрофичного и бедственного, или же довлеет та самая Блоковская «дурная бесконечность». Поэтому, как писал апостол Павел к Коринфянам, мы «верою ходим, а не видением» (2Кор. 5:7). Хотя у разных людей вера эта может быть, как «трость, ветром колеблемая» под очередным напором разных социальных и прочих пертурбаций. Иисус ещё предупреждал, что «не придёт Царство Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). То есть, это Царство – сфера духа и состояние духа, либо отдельного человека, либо даже группы или сообщества единоверцев («где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», поэтому это Царство может быть и посреди нас). Это Царство Бога, если его явления случаются в нашей жизни, неприметно для внешнего взора точно так же, как неприметно для мира было само Рождество Спасителя. Обновление каждого человека при его обращении к вере и Церкви, процесс совлечения ветхого человека и облечения в нового - также не фиксируется прямо с позиции внешнего наблюдателя. Кроме того, в мире после пришествия Христа борьба между светлым и тёмным началом как в людях, так и в духовном мире, не только не ослабла, но даже обострилась. Сатана, предвидя своё окончательное поражение, лишь только усилил свою вредоносную активность. Весь Апокалипсис в символических картинах просто описывает эту заключительную схватку между силами добра и зла. В Евангелии от Иоанна уже непосредственно перед страданиями сохранены два высказывания Иисуса, которые могут восприниматься взаимоисключающими, но они просто дополняют друг друга: 1. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:31-32). 2. "Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14:30). Оба утверждения верны, но для разных планов. Просто время у Бога и время у людей – разные. Уже в первом веке христианской эры были сомнения и недоумения по поводу обещаний Иисуса: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же». И автор 2-го послания Петра (о котором и в древней Церкви были споры, и тем более в современной библеистике они есть по поводу того, кто его мог написать) отвечает: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:4, 8-9). Он же далее пишет, что «мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (3:13). Эта правда приникла с небес, когда милость и истина встретились, и правда и мир облобызались, перефразируя слова 84 псалма, и с тех пор эта правда делает своё таинственное дело, подобно нежной травинке, пробивающейся сквозь толщу бетона, асфальта и всякого мусора. Также с древних времён до нас дошло изречение «Церковь всегда обновляется», и нельзя не вспомнить в этой же связи молитвенное прошение псалмопевца «Сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Но такое обновление стало возможно только благодаря пришествию в мир Христа! Который ничего принципиально нового в этот мир не принёс… Кроме Себя самого. И только Он может творить вместе с нами "дела великие и дивные, славные и небывалые" (4-я молитва таинства Елеосвящения).
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments