pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Апостольские требования к епископам-пресвитерам

Апостол Павел пишет к Титу:
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать
..." (гл. 1-я одноименного послания, сегодняшнее календарное чтение).

Похожие указания даны и в 1-м послании к Тимофею:
"...епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую
...
(1 Тим., гл. 3).

Совершенно элементарные требования, между прочим! Совсем не те, которые, к примеру, озвучивал Иисус в отношении того, кто может быть Его учеником.
Например, читаем у Луки:
"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником" (14: 26-27).

Иоанн Златоуст, кстати, обращал на это внимание. Вот его рассуждения по данному поводу:
""Впрочем, что ты говоришь, скажи мне? Беседуя о епископе, сказал, что он должен быть не пьяницею, но гостеприимным, между тем как надлежало бы сказать что-нибудь более важное. Отчего, например, не сказал, что епископ должен быть ангелом, не быть подверженным ни одной человеческой страсти, не указал тех великих требований, о которых говорил Христос и которые обязаны исполнять далее подчиненные, – что нужно распять себя и постоянно в руках держать свою душу, о чем и Христос говорил: "пастырь добрый полагает душу свою за овцы" (Ин. 10:11), и опять: "и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10:38)], но сказал: не пьяница! Благие можно иметь надежды, если в этом нужно наставлять епископа. Отчего ты не сказал, что он должен отрешиться от земли? Но даже того ты не заповедал епископу, что заповедал мирянам. Что же он говорить к последним? "Итак, умертвите земные члены ваши" (Кол. 3:5), и опять: "ибо умерший освободился от греха" (Рим. 6:7), и еще: "Но те, которые Христовы, распяли плоть" (Гал. 5:24). И Христос говорит тоже: "Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лк. 14:33). Итак, почему он не сказал этого? Потому что таких немного можно было найти, между тем много требовалось епископов, которые бы предстоятельствовали в отдаленных городах (выделено мной - свящ. Ф.). Поэтому, так как впоследствии могли возникать наветы против Церкви, то (апостол) по этой причине говорит об умеренной добродетели, а не об этой возвышенной и выспренной, потому что многим свойственно – быть трезвенным, честным, целомудренным"".

Уместно также напомнить, что в числе наиболее значимых духовных даров и служений в Церкви апостол Павел называет на первых местах апостольское, пророческое и учительское:
"И вы -- тело Христово, а порознь -- члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" (1 Кор. 12: 27-29). Служение управления, предназначенное епископам-пресвитерам, стоит на предпоследнем месте в этом списке, а сами они здесь вовсе не упомянуты. В последующие века пророческое служение практически исчезло из церковной жизни, а апостольское стало лишь проявляться (и то не в каждом случае) в служении некоторых прославленных святых, которых возвели в ранг "равноапостольных".
Сейчас принято называть епископов "преемниками апостолов". Но рассматривали ли сами апостолы этих глав местных христианских общин как своих настоящих преемников? Большой вопрос, если исходить из самих вышеприведенных текстов. Апостольское служение, как и пророческое - скорее исключительное в Церкви для всех эпох, а служение управления востребовано всегда и везде. Требования к управленцам предъявлены самые минимальные. В общем-то хорошие наёмники и чиновники (менеджеры) в современном мире призваны обладать этими качествами. И получается, что когда иной священник и тем более архиерей ведёт себя просто как рядовой христианин - это уже так немало в нашей церковной жизни!

Но отсюда следует, что далеко не каждый архиерей или священник является учеником Христа. Наёмником-управленцем - да. Хотелось бы, глядя на служителей, видеть в них отблеск света Христова, и это естественное желание! Но увы, практика жизни свидетельствует о её неизбывной прозе. Но тогда пусть епископы хотя бы не претендовали на звание "преемников апостолов"... Если в них нет апостольского духа.
Tags: жизнь церковная, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments