pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Кратко о воле, промысле Божием и страданиях человеческих

Воля Божия в общем случае - во всех обстоятельствах, какие бы они ни были неудобные для нас, СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН ЛЮБВИ, выраженный в заповедях, начиная с двуединой – 1) возлюби Бога… 2) и ближнего своего, как самого себя. Продолжая Нагорной проповедью и кончая беспредельным возрастанием в этом: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». В частном случае воля, или скорее, промысел Божий о каждом из нас, – это то, что можно назвать «судьбой», то есть некоторая предопределенность, против которой не возразишь и ничего в этом случае не изменишь. То, что я родился в России, в ХХ веке, что я мужчина, а не женщина, что мне не дано быть поэтом, художником, но дано что-то иное, и наоборот, - каждому из нас что-то свое. Между этой общей волей и частной предопределенностью все остальное – дело нашей СВОБОДЫ, но и дело СЛУЧАЯ также. Вместо «на все воля Божия» можно с неменьшим успехом утверждать: «На всё воля НАША, человеческая». Ну не на всё, но на почти всё, на очень многое…

Нет, я нисколько не оговариваюсь. Если хорошо вдуматься в часто распространенное среди верующих высказывание «нет ничего случайного в этом мире», то оно, конечно же, неверно. Если нет случая, то все запрограммировано и предопределено, нет никаких неопределенностей на этом свете, и наша свобода – иллюзия. Но принцип неопределенности открыт уже в неживом мире на микроуровне, так тем более, он еще более ярче и резче выражен в духовном! Разумеется, некоторые случайности могут впоследствии быть осознаваемыми нами как вовсе не случайности, но важные этапы и звенья в невидимом руководстве Божием, но это никак не отменяет случайные события в нашей жизни вообще, которые вовсе не вписываются в общий промысeл Божий о каждом из нас.

Поскольку есть случай, есть и непредвиденные и нежелательные для нас ситуации. Есть болезни, страдания, внезапные смерти. Все ли это по воле Божией? Отнюдь нет. Бог создал человека не для страданий, а для возделывания и хранения ему врученного Рая. Но в мир страдания вошли вместе с грехом, что было как раз ПРОТИВ воли Божией. И с тех пор каждый человек их так или иначе испытывает. Конечно, нет худа без добра. Есть род страданий, которые возвышают человека и очищают его. Но есть и наоборот, те бессмысленные страдания, которые ввергают его в отчаяние, озлобление, отупение, безнадежность. По нашей вере мы можем лишь предполагать, что с каждым страждущим невидимо присутствует Сам Христос, даже если и этот страждущий сам этого не чувствует. Но для того, чтобы этот страдалец прочувствовал, что с ним действительно Бог, важно окружающим исполнять вот этот самый закон любви, поскольку Бог есть дух, но в материальном мире у Него нет других рук, кроме наших… В этом тоже – воля Божия. И исполнить её - самое трудное, что есть на этом свете! Особенно для тех, кто не страдал, прямо как по пословице «сытый голодного не разумеет». В таком случае, попущение страданий для человека – еще одно звено в промысле Божием. Не на всё Бог благоволит, но всё – попускает.

И совсем не обязательно Богу предвидеть досконально будущее мира или каждого из нас в отдельности. Апокалипсис Иоанна с катастрофическим прогрессом и концом – одна из вероятных моделей развития мира, уже во многом реализовавшаяся, но ведь не единственная! От Него не скрыто НАСТОЯЩЕЕ в каждый момент времени, будущее – в неизмеримо большей степени открыто, чем нам, но… Зачем постулировать абсолютное всеведение, если тогда получается, что с точки зрения Творца у нас в каждом случае любой выбор будет безальтернативным, а, значит, иллюзорно-свободным? Именно постулат об абсолютном всемогуществе и всеведении Бога вызывает в современном мире больше всего вопросов. И не случайно. Мехи традиционного богословия, похоже, обветшали, а новое вино вливают только в мехи новые. Впрочем, абсолютизация любого отвлеченного качества Бога, кроме ЛЮБВИ, ведет к логическим тупикам и недоразумениям. Типа: если Бог всемогущ и всеведущ, то никак не благ, и наоборот. Только любовь есть реальное и действенное, преображающее этот мир и удерживающее его от впадения в смертоубийственный хаос качество Божие. И в то же время божественная любовь в мире, во зле лежащем, бывает хрупка и беззащитна, поскольку уже однажды была пригвождена ко кресту. Но именно она проверяется живым религиозным опытом, тогда как всемогущество и всеведение им не проверяются, а только отвлеченно постулируются и аппроксимируются. Конкретные случаи чудесного избавления от опасностей или неожиданных благоприятных разрешений тупиковых ситуаций не опровергают и не подтверждают эти постулаты, поскольку в одних судьбах верующих людей они реализовывались, а в других нет. И те, кто был избавлен от злоключений чудом, не поймут тех, кто избавлен не был, все по той же пословице – «сытый голодного не разумеет…». Так вот, воля Божия совсем не в том, чтобы в благочестивых рассуждениях о безвинных страдальцах уподобляться друзьям Иова! А в том, чтобы этим страдальцам действенно помочь, исполняя все тот же основной закон ЛЮБВИ. А если нет сил или возможностей помочь, молча помолиться о них, без всяких суждений и комментариев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments