pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Приобретайте себе друзей богатством неправедным..."

Недавно в малой группе разбирали и обсуждали эту притчу (Лк. 16:1-9).
Которая одна из самых заковыристых.
Вроде как анекдот даже - история про одного проворовавшегося домоправителя. Который под конец всего, когда хозяин имения его поймал на растратах и потребовал отчета, прибавил ещё то, что фактически отхватил у хозяина еще часть имения, приуменьшив долг своим подчиненным. "Сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла (в переводе Д. Стерна - три тысячи двести литров оливкового масла). И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят (соответственно - одну тысячу шестьсот). Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы (тридцать шесть тонн пшеницы). И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят (двадцать восемь тонн)".
C чего бы, однако, хозяину, когда он узнал обо всем этом, похвалить такого распорядителя за это?
На современном языке, как один из обсуждавших отметил, это называется "распил". Правда, с литературоведческой точки зрения, если не ошибаюсь, в историях подобного жанра такие качества, как смекалистость и сообразительность, обычно восхвалялись.

Понятно, что не в этом домоправитель достоин подражания. Но: "сыны века сего догадливее сынов света в своём роде" (Лк. 16:8), точнее: "люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны света". В таком случае, "сынам света", или тем, кто стремится таковыми стать, поставлен следующий вызов: будьте такими же сообразительными, находчивыми, смекалистыми в делах духовных, как иной раз люди мира сего и века сего проявляют эту сообразительность и находчивость в своих делах! Кроме того, если у кого есть сомнительным способом нажитое богатство, начинайте с чего-то малого. У того распорядителя была, скорее всего, следующая альтернатива. Он мог бы сказать тем же подчиненным: "А ну, давайте быстро, шевелитесь, и чтобы из-под земли мне доставили столько, сколько должны! Где хотите и как хотите, остальное меня не интересует". Он поступил более, так сказать, более гуманно и куда более дальновидно. В расчете, что если он сейчас поможет своим подельникам, то и они в будущем не оставят его в трудную минуту! И вот вывод: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лк. 16:9), или, как звучит это в славянском переводе, калькирующем греческий, "сотворите себе други от маммоны неправды". И это несмотря на то, что прямо чуть дальше Иисус предупреждает: "Не можете служить Богу и маммоне" (16:13). Пример того, как можно сотворить друзей себе от неправедно нажитого богатства, приведен у Луки дальше, в истории о Закхее. Который еще не успел даже ничего сделать значимого в этом отношении, а только выразил в присутствии Иисуса обещание: "половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19:8), на что Иисус говорит в ответ: "ныне пришло спасение дому сему" (19:9).

Мы все - своего рода распорядители в этом мире в отношении того, что имеем. Многое нам досталось если не "неправедно", то просто даром и незаслуженно. Почему бы не пытаться делиться тем, что имеем, приобретая себе друзей, даже если первоначально это нажито не совсем правильным способом? У каждого есть свой порог и своя стартовая точка отсчета (очевидно, что может быть допустимо для сына или дочери века сего, никак не допустимо для сына/дочери света). Для наших олигархов всегда есть такой шанс, тем более! Пример Закхея-мытаря их мог бы по-своему вдохновить... Если, конечно, они хоть раз открывали в жизни Евангелие. А кто открывал и читал, тем Бог в помощь!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments