pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"...Но если писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".

Последний эпизод в эпилоге Евангелия от Иоанна читается довольно часто на воскресных или праздничных всенощных; эти слова слышишь многие годы, и вот... пришла тут в голову простая мысль.
Сколько Иисус проповедовал и служил, пока был как один из нас? Не только в масштабах всей истории, но даже в рамках средней продолжительности человеческой жизни этот срок более чем скромный. По разным оценкам (точный срок никто, впрочем, не знает), от двух с небольшим до трех с половиной лет. Конечно, за этот срок Христос мог сделать очень много, и в Евангелия вошло далеко не всё, что Он делал и чему учил, это понятно. Но что это выражение скорее гипербола, не отрицал и известный толкователь блаж. Феофилакт Болгарский:

"Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: "мы видели города, досягающие до неба", "мы видели мужей, и были пред нами, как саранча" (Чис. 13:29, Чис. 13:34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг. - Иначе под "миром" разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: "многое имею сказать вам: но вы теперь не можете вместить" (Ин. 16:12)."

С другой стороны, Иисус обещал, что "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14:12). Сам Он только положил этому начало. А вот сколько Он всю дальнейшую человеческую историю сделал всего, скольким людям изменил жизнь, уже через учеников и их последователей в позднейших поколениях, - вот тут в самом деле совершенно буквально всему миру не вместить даже уже тех книг, которые за всю прошедшую церковную историю были написаны (а сколько ещё будет!). В общем, эти слова, подытоживающие четвертое Евангелие, как и предыдущий 24-й стих, по мнению большинства современных библеистов, и написанные явно не самим Иоанном Богословом, просто даны уже в последующей церковной перспективе. Они и дописаны каким-то анонимным автором церковной общины, возможно, из Иоанновского круга (весьма распространена также та точка зрения, что вся 21-я глава была дописана позднее и присоединена к Иоанновскому Евангелию, но это более спорно; см. https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/evangelie-ot-ioanna-istoricheskij-i-bogoslovskij-kommentarij/21). Я не встречал это соображение нигде раньше в литературе, но обычно не бывает ни одной мысли, которая некоторым образом уже не была кем-то высказана до тебя.
Tags: библия, богослужение, личное, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments