pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Социальное, религиозное и духовное состояние иудейского общества эпохи II Храма и современной России

(сравнительный анализ. Автор - Валентин Молодов, приславший мне свои соображения по данному поводу. Помещаю с удовольствием, поскольку подобные аналогии мне в голову приходили также, и частично я об этом писал тоже)

В процессе изучения исторических данных о политическом, социальном, культурном и религиозном положении Иудейского государства после Хасмонеев были сформулированы следующие базовые положения, определяющие состояние иудейского общества периода от воцарения Ирода Великого до начала Иудейской войны. В качестве очевидной параллели приводятся данные по состоянию православной части российского общества на конец ХХ–начало XXI века. Данные расположены в центросимметричной последовательности, т. е. сравнение нужно проводить по колонкам 2/3 – 4, 6/5 – 4; или 2–6 и 3–5. Иначе говоря, последовательно сравнивать мировоззрение официальных и маргинальных кругов тогда и сейчас друг с другом и с позицией Иисуса. В четвертой колонке я попытался отразить наиболее важные положения его взглядов, отраженные в Евангелиях. При вдумчивом изучении этих данных сделанные из них выводы могут быть самыми различными. Свои выводы я привожу в тексте после таблицы.




В проделанной работе я постарался описать не формальную позицию, отраженную в официальных документах вроде «Социальной концепции РПЦ», а именно общецерковный мейнстрим, неформально насаждаемый и поддерживаемый в т. ч. многими высказываниями и патриарха, и всех тех, кто занимает официальную должность или является заметными и популярными медийными фигурами. Ни разу любым самым одиозным заявлениям с высоты их постов и положений не было никакого опровержения или хотя бы недовольства. И продвижение, и негласное утверждение этой позиции ее бенефициарами в лице подавляющего большинства епископата и иже с ними связано вовсе не с недостатком ума, а, наоборот, с умным и четким пониманием своей выгоды. Никто из вышеупомянутых совсем не глуп и, думаю, прекрасно ведает, что творит. Так что мои описания, при всей их гиперболизированности, вполне отражают основной внутренний посыл и руководство к действию. Подтверждений тому в новостной ленте несть числа, и многое из этого еще недавно казалось бы издевательской пародией в стиле постмодерна, типа христианского храма из трофейной фашистской техники и прочих оружейных частей с красными звездами и портретами Ленина. Впрочем, всему этому можно отлично подобрать благочестивое объяснение, но только оно будет в духе все тех же озвученных выше парадигм. Ну да Бог им судья, дело даже не в этом.
Моей задачей было не обличение всех этих вещей и не очередное сетование о том, куда же катится церковь и мир. В основе моей работы легла некоторая богословско-историческая интуиция о том, что мы сейчас находимся в ситуации Второго храма времен Спасителя. 70 лет назад наш первородный храм был полностью разрушен, христианский народ уничтожен и угнан в атеистическо-языческий плен. Через 70 лет Господь чудесным вмешательством, практически без всяких усилий с нашей стороны (не считая сохранения очагов истинной веры в отдельных святых и пророках ценой крови, мучений и самоотверженной жизни, как и в иудейском плену) вывел нас из Вавилона и дал нам свободу. И мы стали строить новый храм(ы). И, как и 2000 лет назад, чем больше и красивее он становился, тем больше мы забывали "суд, милость и веру". Аналогий так много и таких близких, вплоть до самых важных, что даже не хочется все перечислять. И нельзя просто кивнуть на то, что люди не меняются и история повторяется многократно — не так уж много было настолько близких параллелей, я без натяжек не могу придумать ни одной. И не могу решить, что это просто игра случая и "повторение как фарс" — тут лился не клюквенный сок. Только вот если последовательно продолжать эту аналогию дальше в исторической перспективе, выводы, которые можно из нее сделать, представляются мне крайне печальными. Ощущение зыбкости существующей ситуации не уходит, а только нарастает, при всем реальном внешнем благополучии. И труднее всего принять даже не то, что грядет очередная катастрофа, будет заново уничтожено все то, что перестало быть ценностью в глазах Божиих, и второго шанса нам уже не предоставят. Самое тягостное – это указание Иисуса «бросить всё и бежать в горы» (Мф 24:15-18, пар. Лк 21:20-22). Не сопротивляйтесь захватчикам, не стремитесь защищать храмы, не старайтесь сохранить святыни, – бегите, чтобы спасти самое главное – людей и Благую весть в их сердцах. Как мы знаем, христиане так и поступили во время Иудейской войны: сбежали, сохранив свои общины и малые церкви, и заработав вечное проклятие, ненависть и презрение от своих соплеменников и бывших единоверцев. Дальнейшие судьбы тех и других нам известны. Неизвестно только, хватит ли у нас, нынешних христиан, веры и духовных сил поступить так же?
Использованная литература:
1.И. Иеремиас. Богословие Нового завета. М., Восточная литература, 1999.
2.Э. П. Сандерс. Иисус и иудаизм. М., Мысль, 2012.
3.Н. Т. Райт. Истоки христианства и вопрос о Боге (трилогия). М, ББИ, 2005–2013.
4.Р. Бокэм. Иисус глазами очевидцев. М., Эксмо, 2011.
5.К. Эванс. Иисус и его мир. М., Эксмо, 2015.
6.Дж. Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. М., ББИ, 2015.
7.И многие другие…

Валентин Молодов
Tags: история, размышления, свет и тени в церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments