pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О сильных и немощных членах Тела Христова

Для начала выделю некоторые строки из 12-й главы послания апостола Павла к Коринфянам, где затронута эта тема.

...Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены
.
27 И вы -- тело Христово, а порознь -- члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Очевидно, здесь описана некая идеальная картина, как оно должно быть у христиан в Церкви как Теле Христа. Церковь, надо еще отметить, в сознании Павла была не какой-то абстрактной сущностью, как часто мы вынуждены её воспринимать сейчас, поскольку живем совершенно в других условиях, но была равна местной общине христиан данного конкретного города. Вся полнота церковности была в каждой местной общине, будь то в Риме, Коринфе, Фессалонике и т.д. Он адресует это своё письмо "Церкви Божией, находящейся в Коринфе" (1Кор. 1:2 или же 2Кор. 1:1), "Церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе", а в других письмах он может выражаться иначе: "всем святым, находящимся в..." (например, в Ефесе, Филиппах). Понятие церкви "вселенской", уже более абстрагированное, возникло существенно позже, по мере умножения разных общин в числе, выделения трехступенчатой иерархии и создания целых церковных регионов-митрополий. Но членство в церкви и сейчас подразумевает совершенно конкретную вещь, то есть живую и реальную принадлежность к местной общине. Общин, правда, настоящих и живых, сейчас наблюдается маловато, но всё больше "приходы", куда люди приходят, откуда уходят, особенно долго там не задерживаясь. Но если даже воспринимать церковь как организацию, структуру наподобие многих других сообществ в нашей жизни, применяя ту же аналогию Павла, то что получается? Кто здесь сильные члены, а кто слабые?

В 28-м стихе рассматриваемой 12-й главы 1 Коринфянам стоит обратить внимание, что среди всех важнейших духовных даров в числе первых из них перечисляются те, которые довольно быстро в практической жизни церквей либо угасли, либо отошли на задний весьма незаметный план. Это служение апостолов и пророков. Зато на предпоследнем месте скромно упомянут дар управления. Он, очевидно, должен быть связан с епископами и пресвитерами, которые здесь даже прямо и не упомянуты, поскольку стали выделяться и различаться друг от друга на десятки лет позднее. Затем епископат по определенным причинам выделился настолько, что начал доминировать и затмил собой другие перечисленные апостолом дары в Теле Христовом. Идеологи жёсткой клерикальной модели церковной жизни любят ссылаться на священномученика Игнатия Антиохийского, который писал: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Траллийцам, 3). Или еще: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам» (Смирнянам, 8). Но даже если брать Игнатия как непреложный авторитет, то почему в его рекомендациях тогда опускаются другие призывы, насчет пресвитеров и диаконов? Ибо на практике, где у нас диаконы почитаются как "заповеди Божии" или пресвитеры (в нашем случае рядовые священники) как апостолы? Но епископы действительно поставили себя таким исключительным образом, как совсем не ставил себя Иисус Христос, говоривший о том, что кто хочет быть большим, тот да будет всем слугой:
"...Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих
(Мк. 10: 42-45).

Тогда о чем свидетельствует многовековое поведение занимавших и до сих пор занимающих епископские должности, пусть не везде, но кое-где у нас порой, и по большей части в отдельно взятой стране? Не о духовной ли немощи как минимум этих членов Тела Христова? Которые тем самым требуют для себя большего внимания и попечения, подчас доходящего до абсурда? И из-за которых в точности как по написанному: "страдает ли один член, страдают с ним все члены"...
Ну и понятно после этого, почему апостол, перечислив важнейшие дары и служения в Церкви, переходит после этого к самому важному. Напоминая, что если кто-то может учить, говорить на языках, творить чудеса, исцелять, двигать горы, но всё это без любви, то всё это суета и всё ничтожно. По сути - Церковь там, где эта любовь проявляется, которая "долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ведет счет злу" и т.д. И где нет этой любви - нет и Церкви, сколько бы молитв в адрес Христа ни произносилось. Ибо "Не всякий, говорящий Мне: ""Господи! Господи!"", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). А воля это прежде всего в том, чтобы те, кто назвался христианами, любили друг друга. И тем более те, кто претендует быть большими, если они еще считают себя находящимися в Теле Христовом!
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments