pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Вокруг Правмира (pravmir.ru)

С удивлением узнал о том, что отец Александр Ильяшенко, стоявший у истоков создания портала "Православие и мир" и лично мне симпатичный, сделал официальное заявление о прекращении с ним всякого сотрудничества. Но особенно поражают разные комментарии, которые, как мне кажется, могут немного приоткрыть истинные причины происшедшего (в публикации прот. Владимира Вигилянского), учитывая еще и реплику одного из сотрудников СИНФО В. Кипшидзе, упомянувшего о некой "неправославности" правмировских публикаций:

- То, что Правмир стал главным рупором церковных "либералов" в худшем смысле этого слова, мне стало окончательно очевидно еще в 2013 году и тогда я порвал с ним любые отношения. Очень странно, что отец Александр осознал то же самое только сейчас, но лучше уж поздно, чем никогда (Аркадий Малер).

- Наконец-то! Я открыла для себя этот сайт в начале 2012 года и тогда же через пару месяцев и закрыла. Уже тогда там во многих публикациях была ересь на ереси и ересью погоняла. Отцу Александру спасибо. Лучше поздно, чем никогда.

- После того, как ПРАВМИР опубликовал материалы в защиту содомитов, обхожу стороной этот сомнительный сайт
(это только поверхностная выборка комментариев).

При этом, когда задаются вопросы: какие ереси исповедуются на Правмире? ГДЕ там защищались содомиты? - разумеется, никаких вразумительных ответов не следовало.
Конечно, после всего этого о. Александру как настоятелю храма и просто известному священнику чувствовать себя наверняка неловко, и его можно по-своему понять (если не было еще каких-то факторов, о которых мне неизвестно, да и не очень хочется знать).
Я выражаю свою искреннюю поддержку редактору Анне Даниловой и желаю порталу выстоять всем бурям и смертям назло. Пусть растут и цветут разные цветы вокруг! Почему у нас до сих пор не могут понять простой вещи - что православие вовсе не предполагает "ходить строем" и петь в унисон, что единство христианского мира раскрывается в многообразии и разнообразии? Да, при жизни даже апостолы Петр и Павел не всегда находили друг у друга понимание. Единство между христианами разных взглядов очень часто обнаруживается уже, так сказать, постфактум, увы... Добавлю также, что если на сайте сохранится, как и прежде, рубрика "Ответы священников на вопросы", готов неизменно продолжать участвовать в этих ответах, что делаю регулярно последние семь лет как минимум (а начинал еще в 2006 году).

И вот еще комментарий отца архимандрита Саввы Мажуко:

"Товарищи! А ведь завтра день святых Петра и Павла, конце апостольского поста! А мне грустно, простите, мне так грустно, и надо бы держать грусть при себе, но я уже не могу. Предпочитаю делиться радостью, но что же мне делать, если напала печаль? Может, это старость приближается? Только вокруг столько печальных событий. Они меня расстраивают, я всего лишь человек, маленький белорусский батюшка, отчего же мне и не расстроиться? Товарищи, что у вас там происходит в столицах? Сперва сообщения о возможной оптимизации Сретенской семинарии, теперь травля сайта «Православие и мир». Вы чего? Зачем это всё? В канун праздника святых апостолов! Для меня этот праздник – свидетельство благословенного многообразия Церкви, возможности каждому найти свой стиль благочестия, свой ритм духовной жизни, не ломая себя под единственный неизвестно кем одобренный норматив. Православие может быть разным, и это не какая-то либеральная идея, это сама естественная тональность церковной жизни. И тут я читаю, что портал «Православие и мир» не соответствует каким-то православным нормативам. Каким нормативам, кем сформулированным? Откуда такая категоричность? Слава Богу, у нас сейчас множество православных сайтов на любых языках, десятки, а может и сотни пишущих священников и мирян, - это просто прекрасно! Каждый может найти своего автора или группу единомышленников, мы уже не в гетто, которое знало лишь «Журнал Московской патриархии», и зачем искать этой ненужной, удушающей унификации, когда даже век апостольской церкви, не такой многолюдный, как сейчас, знал большее разнообразие стилей благочестия и богословских мнений, чем наше многоликое православие. Несколько лет назад для меня провели экскурсию по Сретенской семинарии, и я был в восторге! Это уникальное учебное заведение со своей особой атмосферой, так не похожее на Московскую семинарию или Тихоновский университет, где я учился. И это прекрасно! Зачем же убивать эту едва появившуюся школу и традицию безликой унификацией да ещё и в канун праздника церковного многообразия? Откуда это яростное желание заявить свою монополию на истину, авторские права на Православие? Мне кажется, мы сейчас переживаем в нашей церкви кризис доверия, именно доверия. Когда его нет, начинается «московская ругань», как это называла покойная Марина Андреевна Журинская, вместо атмосферы доверия – взаимное заподазривание и деление по сектам, духовникам, отделам и епархиям. Но ведь это не правильно! Отец Сергий Булгаков в одной из своих речей на юбилей Сергиевского института в Париже говорил, что все достижения парижской богословской школы стали возможны только потому, что митрополит Евлогий, создал в своей епархии атмосферу доверия, ведь только в доверии церковь бывает многоплодной, её жизнь расцветает невероятными красками, приходят новые люди, новые идеи, сама церковь молодеет и раскрывается по-новому. Да, и ошибки бывают, и ереси появляются, но они и так появятся, но вот справиться с новыми соблазнами сможет только молодая церковь, молодая и свободная, выросшая в доверии, без окриков и заподазривания, без угроз и обвинений. Конечно, это две разные истории. Сретенская семинария это системная проблема, и я об этом неоднократно писал применительно к жизни монастырей. Ты можешь быть очень хорошим игуменом, собрать живую и крепкую общину, но «контрольный пакет акций» всегда у правящего архиерея, человека, чаще всего чужого, и даже если он благослоклонно настроен по отношению к братству, нет никаких гарантий, что тот, кто придёт к нему на смену, продолжит его курс. Такова нынешняя каноническая ситуация. Она не позволяет осуществиться в церкви ни одному долгосрочному проекту, который бы предполагал накопление – опыта, средств, людских ресурсов. История со Сретенской семинарией показывает, что это накопление невозможно и относительно богословской школы. Поменять эту систему могут только епископы, но они не предпринимают никаких шагов. С другой стороны, такая встряска полезна: если сретенская община не достаточно зрела, чтобы отстоять свою уникальность, значит, пропадёт, и так ей и надо. Здоровье организма узнаётся в способности сопротивляться. У Сретенской школы достаточно цивилизованных средств, чтобы себя отстоять. А за «Правмир» должны вступиться и авторы, и читатели. Возможно, даже придётся сделать работу над ошибками. А у кого их нет? Но говорил и буду говорить: портал «Православие и мир» - уникальный проект, и он стоит того, чтобы за него боролись!"

(отсюда)
Tags: жизнь церковная, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments