pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

С моим и вашим личным праздником, христиане православные!

Конечно, любой праздник наш всеобщий, но Неделя всех святых - в особенности относится к каждому. Изначально у тех, кто уверовал в Иисуса Христа, не было специального названия "христиан"! Термин "христиане", как известно, впервые появился в Антиохии годах в 40-50-х, и при этом он был явно с оттенком пренебрежительным, уничижительным. В речевой обиход самих членов Церкви он вошел позже. Но изначально последователи Христа назывались, к примеру, "верные", "спасаемые" или "святые". Как, например, у ап. Павла: "Павел... всем находящися в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым" (Рим. 1: 7). Или: "Приветствуют вас все святые" (2Кор. 13: 12). И т.д.
Призыв "Будьте святы, ибо Я свят" известен еще в Торе (книга Левит 19:2).
Иисус перефразировал эту мысль как "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48).
Святость и совершенство человеческие, понятное дело, не приравнены к святости и совершенству Бога. Святые в данном случае - скорее отделённые и посвященные Богу. Или еще - освящённые. "Ибо воля Божия есть освящение ваше" (1Фес. 4: 3).
Впоследствии понятие святости в истории Церкви успевало, однако, претерпевать существенные изменения. Вплоть до того, что святые в церковном быту стали восприниматься как какие-то сверхчеловеки, "небожители" или даже "посредники" между Богом и обыкновенными грешными людьми.

Изначально не было специальной процедуры канонизации святых. Если кто-то отдал свою жизнь за Христа или претерпел страдания, не отрекшись от веры и не оговорив других, того безоговорочно считали мучеником. Останки мучеников бережно хранили; в дошедших до нас "мученических актах" никаких сверхъестественных чудес, в отличие от разных житий мучеников, составленных существенно позже, не зафиксировано. Со временем, раз изменилось восприятие мучеников и вообще святых в сторону "сверхлюдей", то естественно, требовавшиеся для них чудеса были сочинены.
А в имперскую пору христианской истории стали автоматически канонизировать всех императоров и патриархов, если только они не были замешаны в ересях. То есть, святость фактически для некоторого круга людей "по умолчанию" обеспечивалась их местом, должностью... Пожалуй, сама процедура канонизации во многом сделала путаницу в понятии святости, подразумевая, что провозглашенные церковной организацией (поместной церковью, например) святые - это уже некоторым образом "не такие, как прочие" люди. Но такой взгляд привел к тому, что святыми оказывались те, чья жизнь при критическом рассмотрении на практике оказывалась весьма далёкой от не то что христианского образа жизни по Новому Завету, но даже шла вразрез с общечеловеческими этическими представлениями (в случаях канонизации скорее по политическим мотивам). Да уж, "не такие, как прочие", но скорее в худшую сторону, чем в лучшую.
Но если всё-таки возвратиться к изначальному пониманию святости не как особому надчеловеческому или сверхчеловеческому житию, а просто как к посвященности Богу, тогда и все канонизированные святые с сомнительными деталями их биографии, начиная со святых Ветхозаветной эпохи (царь Давид вон сколько крови пролил!) и мы все без исключения, их единоверцы, можем с полным правом называться святыми. Пусть этот взгляд больше популярен в протестантизме, но я не вижу в этом ничего плохого.
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments