pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Об антииудейской полемике в Евангелии от Иоанна (применительно к современности)

Читая разные отрывки 4-го Евангелия на богослужениях в период от Пасхи до Пятидесятницы, и особенно в середине этого срока возле праздника Преполовения, поневоле испытываешь некий диссонанс с общим пасхальным настроем. Тональность повествований как бы снова возвращает к тому времени, когда неумолимо приближались дни расправы с Иисусом, но до распятия было ещё не так скоро: "...и никто не взял Его, потому что не пришел час Его" (Ин. 8: 20). Или: "Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее" (8: 59). А между этими строками еще и прозвучали довольно страшные слова Иисуса в адрес оппонентов: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (8: 44). Независимо от каких бы то ни было мотивов, которыми руководствовались составители календарных чтений (очередная богослужебная реформа была проведена в Византии около Х в., когда с первой пасхальной ночи стало принято начинать Евангелие от Иоанна с первых его строк, "В начале было Слово"), и независимо от определенного подчеркнутого антииудейского настроя и в этом Евангелии, и в последующие века в церковной среде, можно провести некоторые параллели между христианской древностью и современностью.

Антииудейский настрой был тогда во многом обоснован, но... Не поспешили ли последующие поколения христиан полностью противопоставить себя иудеям, думая, что в самом этом противопоставлении они не будут иметь с ними ничего общего? Кажется, явно поспешили. Как и с многократным обличением иудеев и Иуды в Великую пятницу. Поскольку пророчество о бесплодной смоковнице касалось явно не только Иерусалима... Всегда надо помнить и соответствующую притчу у Луки 13: 6-9.

"Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня" (8: 16). "По плоти" - значит по внешности, по наружности. Ну например: "Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ - невежда в законе, проклят он" (7: 48-49). Или: "как Он знает Писания, не учившись?" (7: 15). И - "обольщает народ", конечно же (7: 12). Иисус же напоминает о том, что судить нужно не по наружности, но праведно и по сути (7: 24).
Не напоминает ли это современных православных книжников, каждый раз подкрепляющих себя цитатами из святых отцов и ставящих под сомнение тех церковных писателей и мыслителей, которые выбиваются из их привычной парадигмы примерно в той же степени, в какой Христос выбивался из фарисейской того времени? Фарисеи были настоящими "православными" в отношении и саддукеев, и иродиан, и сектантов-ессеев межзаветного периода. Устная Тора с разными мидрашами у них играла точно такую же роль, как у православных - священное Предание с толкованием святых отцов (само деление на Писание и Предание - вовсе не христианское изобретение). Ссылаться на каких-нибудь раввинов и сейчас в иудаизме принято не меньше, чем у православных на святых отцов прошлого. Само по себе это вовсе не плохо! Но есть одно "НО".
"Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего..." (8: 19).
Что значит "знать"? По Писанию, это вовсе не иметь "понятие" или какое-то "представление", о Боге прежде всего. Знать - значит быть соединенным, приобщенным к тому, о ком говоришь. В этом смысле Адам "познал" жену свою или же первые люди вкусили от "древа познания добра и зла". Многие иудеи того времени имели понятие о Боге, читали молитвы, Тору, пророков, наконец. Как и современные православные или еще какие-нибудь христиане имеют понятия о Евангелии, о Христе, о Святой Троице и т.д. Но они в целом не познали Бога как Отца, поскольку по-настоящему это можно было сделать только через Иисуса, проделав путь от рабов и наёмников к достоинству детей Божьих. Но всё совершенно то же можно наблюдать и в современной церковной среде. Люди, приходящие в церкви, представляют себе Бога очень даже различно, но совсем нередко - как неумолимого судью, диктатора, грозного царя, малейшее нарушение предписаний которого неминуемо влечёт за собой кару. Можно годами подходить к исповеди и причастию, но так и не узнать Иисуса, не прочувствовать Его любовь, поскольку этой любви не всегда встречаешь среди разных православных, не говоря уже о священниках и архиереях. Но еще и то играет роль, что у православных далеко не везде вошло в привычку регулярное чтение Евангелия как такового... Справедливо было замечание преп. Макария Египетского, который утверждал, что никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного верующего отсвет вечности. И если так оказывается, что, как тот расслабленный-паралитик, лежавший десятилетиями у Силоамской купели, "не имел человека", который мог бы его опустить в воду при её возмущении, так и сейчас приходящие в храмы если не встречают ни помощи, ни поддержки в своих исканиях и вопросах, то вот налицо или духовное блуждание в потемках, или то же расслабление, или поиски утоления духовной жажды где угодно, только не в церковной среде.

Ну а современный иудаизм столь же неоднороден, сколько и сама христианская среда. Более того, где опосредованно, а где и напрямую можно проследить христианское влияние в нем, в самом лучшем смысле этого слова. И наоборот, у православных - "иудейское" влияние в смысле законничества в его разнообразных формах. Против чего боролись, на то и напоролись?.. Светские евреи часто относятся к своим фундаменталистам точно так же, как наши "условно-православные" к воцерковленным православным. И ни там, ни здесь особенно не спешат приближаться к ним, чтобы воцерковиться или восинагогиться (напомню на всякий случай, что оба греческих термина, и "экклисия", и "синагоги" означают просто "собрание", но именно второе слово закрепилось за собранием религиозным, и притом иудейским). И понятно, что неспроста, что есть иной раз основания для сохранения дистанции... Если люди не ходят во свете по существу (Ин. 8: 12), кем бы они себя при этом ни называли, то куда ещё они могут завести других?
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments