pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Как Он нам может дать есть Плоть Свою?..." (часть 2-я)

А теперь поразмышляем уже о Евхаристии в чисто-церковном контексте.
Довольно быстро главная служба христиан с преломлением хлеба по воскресным дням разделилась на литургию слова (литургию оглашенных) и литургию верных, наиболее сакраментальную её часть, где посторонние уже не могли участвовать. Само по себе это свидетельствует, что первая часть нисколько не менее значима или умалена, нежели вторая. Все были призваны слушать Слово Божие, включая и верных, и оглашенных, но ещё не членов Церкви (за которых община молилась, и рудименты этой практики до сих пор сохранились в богослужении, особенно великопостном). И не просто слушать, а пропускать через себя "глаголы вечной жизни" (Ин. 6: 68).
Но нельзя забывать, что христианская евхаристическая трапеза выросла из иудейской пасхальной (теоретически многие это знают, но в реальности совершенно упускают из внимания). На пасхальном седере, как и на литургии ранних христиан, все участвовали в трапезе, от мала до велика, и было просто немыслимо, чтобы кто-то пришедший мог не участвовать! Все иудеи рассматривали себя как вышедшими из египетского рабства, в данную пасхальную ночь, когда совершали седер. Возможные наиболее яркие параллели: "Вот скудный хлеб, который отцы наши ели в земле египетской" (так начинается пасхальная Агада у иудеев). "Вот Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов" - слова Божественной литургии Иоанна Златоуста (в Евангелиях точно таких же слов нет, но наиболее близко к этому - у Лк. 22: 19 или в 1 Кор. 11: 24-25). Там же, в 1Кор.11, апостол предупреждает о недостойном причащении Тела и Крови, из чего впоследствии разные церкви сделали какие-то весьма далеко идущие выводы с расширительными толкованиями. По Павлу же, недостоинство состоит во вполне конкретном недуге, о котором он же весьма прозрачно указывает: "Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию и уничижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю" (1 Кор. 11: 21-22).

И согласно фундаментальному определению Церкви, данному Павлом в этом же послании, это - Тело Христово (гл. 12). Каждый член этого Тела крестился в это Тело (1Кор. 12:13). Соответственно, после крещения каждый причащается от одного хлеба (и одной чаши): "Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1Кор. 10: 17). Значит, указанный апостолом недуг в 1 Кор. 11:22 состоит в грехе против единого Тела Христа, против его единства путем разделения его по признаку имущественного положения и достатка!

Почему апостол употребляет этот образ Тела в отношении и Христа, и Церкви? Да хотя бы потому, что "кто во Христе, тот новая тварь" (2Кор. 5: 17). Или - "новое творение". С другой стороны - "се, творю всё новое" (Откр. 21: 5). Церковь как сообщество верных во Христе, как Его Тело, каждый раз призвана раскрываться и реализовываться в причастии от единого хлеба и чаши (опять см. 1Кор. 10:17). Но кто как не Дух Святой может участвовать в этом новом творении? Отсюда и молитва литургии Златоуста (в рус. переводе): "Ещё мы приносим Тебе это духовное и бескровное служение, и просим, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары". Дары прелагаются Духом Святым, ну а мы сами - что же? Разве не призваны тоже "преложиться" в новое творение, новое сообщество?.. "Как этот хлеб был рассеян по холмам и был собран во одно, так да соберется Церковь Твоя от пределов земли в Твое Царство..." (молитва в "Дидахи"). А если на практике этого не происходит - то вот и недостойное причащение, уже в более расширительном понимании по сравнению с тем, которое приведено у ап. Павла. Но уж совсем не в том смысле, в каком сейчас это многими понимается (правило не вычитал, не исповедовался, съел что-то не то, и далее перечень на десятки или сотни наименований).

И как же смешно или трагикомично получается, что в христианской истории были разные споры о "моменте" пресуществления Даров или о том, как это само преложение или пресуществление понимать. Приходилось встречать уже в не столь давнюю пору аргументы насчет того, что употребленное слово σάρξ в 6-й главе Иоанна вроде как подчёркивает буквальное понимание пресуществления Даров на литургии, а для тех, кто не мог до конца вместить буквализм, на Западе в средневековье изобрели хитроумный довод о том, что изменяется "субстанция" хлеба и вина, но не изменяются их "акциденции", то есть, внешние признаки (с привлечением Аристотелевской философии). Но в самом конце той же пространной речи Иисус как раз и заключает: "Дух животворит; плоть (σάρξ) не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин. 6: 63).

И в общем, получается, что "плотское" (а заодно и плоское! - поймал себя на том, что сначала сделал описку, пропустив букву "т") понимание и Евхаристии, и самой церковной жизни весьма успешно возобладало. И в богословии, и в практике. Люди приходят не для того, чтобы в единстве духа и союзе мира причаститься из одной чаши и вкусить от одного хлеба, и чтобы дальше держать друг с другом связь (как соединены все члены в теле как одном организме), а лишь "освятиться" индивидуально, поучить дозу духовного "кайфа" и уйти до следующего раза, годами приходя в один и тот же храм, но почти никого толком там так и не зная. Пишу о "кайфе" вовсе не с целью уничижения! Сам его испытывал не раз... Но слава Богу, приходит понимание, и лучше поздно, чем никогда, что не в этом дело, что это только отдельные этапы водительства Бога, особенно на первых порах, когда Бог нас лелеет и опекает как неразумных деток, только начинающих ходить. А из судеб многих святых мы знаем, как иной раз они испытывались в самом разгаре своего подвижничества так называемой "богооставленностью" или "темной ночью", в духовном, разумеется, плане. Тут уж явно не до кайфа! Но если подходить к Евхаристии потребительски, то неизбежно получится, что теряется всякий смысл регулярности причащения, как и мотивация для него, рано или поздно. Особенно там, где нет по сути никакого братства, где молебнов и панихид большинство ждёт гораздо охотнее, чем литургии, и совсем не случайно, поскольку сама литургия неизбежно в большинстве случаев профанируется, когда слышны отдельные отрывочные возгласы священника из алтаря, никак не связанные друг с другом, хотя это всего лишь окончания евхаристических молитв, которых наоборот никто не слышит и никак в них не участвует. Тело Христа, изначально единое по замыслу, давно уже расчленено на "посвященных" и "непосвященных" в смысле сана и иерархии, да и того же имущественного или властного положения.

В общем, многое требуется переосмыслить после вековых богословских и культурно-исторических наслоений в богослужении. Прямо по аналогии с древними иконами, красота которых была открыта лишь в ХХ веке после бурных революционных событий: оттерли копоть, сняли дорогие металлические ризы с драгоценными камнями и увидели первозданный лик Владимирской Богоматери или Троицы Андрея Рублева... Недостоинство причащения, конечно же, требуется переосмыслить в первую очередь: является ли мое христианство хоть как-то действенным за пределами конкретного храма каждый раз, когда я выхожу из него? Связан ли я по-настоящему с другими христианами конкретного прихода, где я молюсь, открыт ли им да и хочу ли по-настоящему быть им открытым и с ними связанным? Как хорошо, когда есть небольшие молитвенные группы, где в том числе читают и совместно размышляют над Писанием, перечитывая и "пережевывая" в том числе слова Евангелий; особенно когда эти группы существуют уже не первый десяток лет. Да, наше время индивидуалистично; есть боязнь коллектива по типу Комсомола или бывшей КПСС в том числе в церковной среде; и есть известное братство, где иной раз "грузят" разными мероприятиями и послушаниями, в результате чего разные люди не выдерживали и уходили оттуда, испытывая всё то же разочарование и опустошение. Но печальная действительность не отменяет исходного замысла о том, что ко Христу и вместе с Ним невозможно идти в одиночку. Надо искать единомышленников и просто близких по духу людей из верующих, и вот, когда уже "двое или трое собраны" в Его имя (хоть иной раз даже в квартире), там и Он посреди них, там Он даёт и Плоть, и Кровь свои.
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments