pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Как Он нам может дать есть Плоть Свою?..." (часть 1-я)

Сегодняшнее календарное литургийное чтение (от Иоанна, гл. 6):

48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день


Церковная традиция довольно быстро понимание этих слов свела к Евхаристии, а сама Евхаристия, в свою очередь в православной традиции, к отдельно взятому акту причащения кусочком хлеба, пропитанным вином, когда утверждается, что в этих Святых Дарах присутствуют истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Спору нет, что наиболее важная и вдохновенная служба из всех, когда-либо составленных за всю христианскую историю, - это Божественная литургия, где предполагается каждый раз наиболее близкое и сокровенное приобщение Христу (особенно вариант литургии Василия Великого). Но между тем Иисус изначально обращался не к церковным христианам, которых тогда еще не было, а к иудеям, и вовсе не на чуждом им языке. Не все, конечно, иудеи готовы были слушать Его, и после этих самых слов некоторые ученики отошли тоже, как отметил сам евангелист далее (ст. 60, 66). Но кое-кто всё равно остался - апостол Петр и другие ближайшие ученики. Значит ли это, что те, кто остались, поняли слова Иисуса строго-буквально? Значит ли, что Сам Иисус непременно имел в виду под вкушением Плоти и питием Крови отдельно взятое действие на евхаристической трапезе? Споры о последующем пресуществлении хлеба и вина или о том, как понимать присутствие Христа в Святых Дарах и как это понималось в разные эпохи в зависимости от конфессиональной принадлежности, оставим в стороне.
Если всё-таки подходить к вопросу не только духовно, но и исторически, и текстологически, то писанию Ветхого Завета (Танаха) всегда были присущи и метафоры, и символы. Но для начала стоить вспомнить Екклесиаста, например, у которого отмечено, что вообще сама способность есть и пить - это дар Божий! "Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?" (2: 24-25). Более того, в дальнейшем в этой же книге это еще раз будет особо подчёркнуто: "И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во все дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем" (8:15).
Правда, в связи с этим можно вспомнить и ироническую притчу Иисуса о богаче, который накопил себе в амбары урожая на несколько лет вперед и решил построить новые, более вместительные: "и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк. 12: 19). Разумеется, веселье может быть разного качества. Как, впрочем, и сам процесс еды и питья! Дары Божьи и собственные способности можно употребить и себе, и другим во благо, а можно без всякой пользы их промотать или расточить.
Так вот, в том же Евангелии от Иоанна есть ещё одно важное замечание Иисуса по поводу пищи, в другом уже месте.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

(гл. 4-я, скоро будет читаться, в Неделю о самарянке)
Поразительно похожий по интонации отрывок на тот, что процитирован выше в самом начале! Почему-то никто из разных толкователей и комментаторов не обращал на это внимания. Но это как раз перекликается с исходной еврейской традицией одухотворенного понимания пищи и пития. Это значит внимать закону (Торе) и совершать добрые дела. Таким образом Иисус желает, чтобы Его последователи делали то же, что Он, веря, что Он есть их истинная пища и истинное питие, поскольку в Нем весь закон исполнился! Выражение "плоть и кровь" в Писании часто может быть идиоматическим, оно значит просто самого человека, его душу или жизнь. Кроме того, кровь по Торе - символ жизни: "потому что душа тела в крови" (Левит 17:11), или "жизнь тела в крови", как можно по-другому прочесть. Нет, Иисус совсем не предлагал Своим последователям совершить духовное или логическое сальто-мортале, чтобы стать этакими каннибалами, пусть и в аллегорическом ключе. Пить Кровь Иисуса и есть Его плоть - значит просто впитывать Его слова и саму Его жизнь, или пропускать их через себя, поскольку слова и дела в Нем были неразделимы. И именно поскольку Иисус живёт вечно, то и мы с Ним будем жить, если будем это делать. Кстати, употребление некоторых слов в греческом тексте это подтверждает. Сначала в качестве обозначения еды употребляется глагол φάγη, φάγητε (εσθίω, 6:51,53), а в ст. 54 более усиленно - τρώγω, тоже "есть", но с оттенком глодания, пережёвывания или разжёвывания (по-английски переводится как chew или gnaw, а не просто eat, по-французски mâcher или ruminer). То есть, жизнь Иисуса и Его слова призваны быть непрестанно в памяти уверовавших в Него, их нужно всё время пропускать через себя и "пережёвывать" их. Греческое слово σάρξ (плоть) весьма многозначное; оно может употребляться в том числе в отрицательном значении ("плотский", а не духовный человек у ап. Павла и т.д.), но если в нейтральном, то это или "ткань" в смысле плоти (мясо), либо человеческое тело или человеческая природа в целом. В самом деле, евангельская ткань слов Иисуса нередко требует пережёвывания или разжёвывания - кто не сразу доходил до смысла некоторых притчей или изречений Иисуса, но лишь впоследствии они прояснялись, тот поймёт...
(продолжение следует)
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments