pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Жан Ванье. Иисус в Евангелии от Иоанна (отрывок)


7 мая 2019 года, на Радоницу — день поминовения усопших, умер праведник нашего времени — Жан Ванье, создавший знаменитый «Ковчег», где люди учились принимать и любить друг друга такими, какие есть.
Жан Ванье (1928-2019) – философ, педагог, общественный деятель, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», общин «Вера и Свет», где оказывают помощь людям с проблемами умственного развития.
Родился в католической семье, его отец был тринадцатым губернатором Канады. В 13 лет поступил в военно-морской колледж, стал морским офицером. В 1950-м году вышел в отставку, чтобы изучать философию и богословие. Прожил несколько лет в общине “Живая вода”, его духовник отец Тома познакомил его с умственно-отсталыми людьми.
Позже Ванье получил приглашение преподавать в университете Торонто, но поселился в маленькой деревушке с двумя ребятами, которых он сумел вызволить из интерната — Рафаэлем и Филиппом.
В 1964 году возник приют «Ковчег», в котором здоровые люди селились вместе с умственно-отсталыми. Позже возникло движение «Ковчег», а в 1971 — движение «Вера и свет». По всему миру сейчас около ста тридцати общин «Ковчега».


В эти послепасхальные дни из дружеской молитвенной группы мне прислали отрывок из его книги "Иисус в Евангелии от Иоанна", где разбирается 20-я глава. Конечно, самое время сейчас перечитать её!

Глава 25 Призванные прощать. Иоанн 20
Тот, Кто был отвергнут и предан смерти, —
воскрес в любви.
И ученики, охваченные отчаянием,
воскресают к надежде.
Для того, чтобы были явлены не власть и сила,
а милосердная и освобождающая любовь Бога
.
Встреча с Марией Магдалиной
Рано утром в первый день недели
Мария Магдалина идет к пещере,
куда положили тело ее возлюбленного Иисуса.
Сердце ее разбито.
Искала я того, которого любит душа моя,
искала его и не нашла его (Песнь песней 3,1)
-
восклицает невеста из Песни песней, прообраз Марии.
Она первая хочет прийти помазать тело Иисуса.
Но кто отвалит ей камень?
Что она увидит, когда придет ко гробу?
Но камень уже отвален!
Тело Иисуса исчезло.
Кто-то унес тело ее возлюбленного!
Пещера пуста,
как пусто ее сердце.
Она бежит к Симону Петру и другому ученику,
которого любил Иисус
,
с воплем:
Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. (20,2)
Услыхав крик Марии, Петр и другой ученик
бросаются ко гробу.
Кажется, в то раннее утро
все только и делают, что бегают.
Бегут из страха?
Бегут из-за смятения?
Бегут, потому что Иисуса больше нет?
И куда подевалось Его тело?
Евангелист Иоанн деликатно указывает
на отношения между учениками:
Они побежали оба вместе;
но другой ученик бежал скорее Петра,
и пришел ко гробу первый.
И, наклонившись, увидел лежащие пелены;
но не вошел во гроб.
Вслед за ним приходит Симон Петр,
и входит во гроб,
и видит одни пелены лежащие,
и плат, который был на главе Его,
не с пеленами лежащий,
но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу,
и увидел, и уверовал.
Ибо они еще не знали из Писания,
что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. (4–9)

Петр, подавленный чувством вины и тоской,
в смятении, и он бежит медленно.
Другой ученик, любимый, кажется менее взволнованным.
Он шел за Иисусом и был с Ним у креста,
поэтому реагирует живее.
Но он почтительно пропускает первым Петра.
Петр — Камень, он по–прежнему главный,
хоть и отрекся от Иисуса.
Петр видит сложенный в углу плат,
который покрывал голову Иисуса.
Никакой вор не стал бы терять время и складывать плат.
Другой ученик вдруг понимает:
Иисус воскрес!
Петр смущен и растерян.
Он еще не верит.
А Мария стояла у гроба и плакала.
Оба ученика оставляют Марию одну с ее горем.
Они не понимают ее боль.
Ее слезы вызывают у них смущение.
Им нечем ее утешить, и они возвращаются домой.
Мария, плача, заглядывает в пустую пещеру.
Она видит двух ангелов в белых одеждах,
сидящих там, где лежало тело Иисуса.
Они говорят:
Жена! что ты плачешь?
Она отвечает:
Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. (11–13)
Она уверена, что Иисус действительно мертв.
Она слепа от слез и отчаяния
и не в состоянии задуматься, что же значит явление двух ангелов.
Сказав это, она оборачивается
и видит стоящего перед ней Иисуса,
но не знает, что это — Иисус.
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она,
думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес
Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. (15)

Иисус ласково говорит ей:
Мария!
Он зовет ее по имени,
ту, которая отчаянно пытается найти Его мертвое тело.
Но это Иисус находит ее.
В Его голосе столько нежности, столько любви.
«Это Иисус!
Он жив!
Это действительно мой Возлюбленный!»
Она кричит Ему:
Раввуни!
Ее любовь осушает горькие слезы.
Она бросается к Его ногам и обхватывает их.
Иисус говорит ей:
Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему;
а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему
и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (17)

В рассказе о воскресении есть необыкновенная простота.
Воскресший Иисус является
не как победитель, над Иерусалимским храмом,
чтобы каждый увидел Его победу
и чтобы были посрамлены унижавшие Его.
Он является Марии Магдалине,
возлюбленной, получившей прощение,
в саду, где никого нет.
Это мгновение, в котором присутствует вечность.
Иисус является не могущественным, а нежно любящим.
Назвав Марию по имени,
Он напоминает о словах пророка Исайи:
Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему;
ты Мой.
Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя.
(Ис. 43,1–4)

Мария открывает, что отношения с Иисусом изменились.
Она не должна больше цепляться за Него,
претендовать на всю Его любовь.
Ей больше не надо держаться за прошлое,
а жить в настоящем,
в новых, более глубоких отношениях с воскресшим Иисусом,
когда Он пребывает в ней, а она в Нем.
Эти отношения обретут полноту
в даровании Духа Святого в День Пятидесятницы.
Иисус не хочет, чтобы она цеплялась за Него.
Он посылает ее к общине,
к апостолам, на которых
она наверняка очень рассержена,
потому что у них не нашлось сострадания к ней,
когда она была убита горем.
Разве они не бросили Его одного на кресте?
Но Иисус часто посылает нас туда, куда нам не хочется идти.
Как должно быть трудно после такой встречи с Иисусом
прийти в большую общину
со всеми ее нуждами и ожиданиями!
Мария бежит и возвещает апостолам, что она видела Господа
и что Он назвал их Своими братьями.
Но они не верят ей.
В Евангелии от Марка мы читаем, что Иисус
упрекал их за неверие и жестокосердие,
что видевшим Его воскресшего не поверили. (Мк, 16,14)

Иисус защищает Марию перед апостолами, которые не понимают,
а, может, не хотят понимать?
У них в голове полное смятение.
Разве не они избранные?
Разве не они должны стать у руля Церкви?
Как же Иисус мог явиться этой женщине
раньше, чем им?
Быть того не может!
Иоанн Богослов, приводя диалог
между Иисусом и Марией Магдалиной,
хочет сказать нам нечто важное
о роли женщин в Церкви.
Роль Марии Магдалины в Евангелии от Иоанна
Кто эта женщина, которая в предрассветный час,
в полном одиночестве,
горько плача,
отчаянно ищет тело Иисуса?
Почему евангелист уделяет ей так много внимания?
Ответ на эти вопросы кроется в самом сердце благовестив Иисуса.
Евангелие от Иоанна показывает,
чем эта женщина важна для каждого из нас.
Действительно, у любого из нас есть много общего с Марией.
Как и она, мы судорожно носимся туда–сюда,
каждый сам по себе, с ощущением опустошенности,
горько плача,
в поисках мертвого тела,
в поисках того Иисуса, Который жил две тысячи лет тому назад.
А потом Иисус, Которого ищет Мария,
Сам находит ее и зовет по имени.
Каждый из нас тоже ждет, чтобы его нашли
и назвали по имени.
Хотя Мария Магдалина появляется в Евангелии нечасто,
она очень важна в этом эпизоде с воскресшим Иисусом.
Лука говорит о ней как о женщине, сопровождавшей Иисуса
вместе с двенадцатью избранными апостолами (Лк. 8,2).
Он говорит, что Иисус изгнал из нее семь бесов.
Магдала — это местность на Тивериадском озере,
где стоял римский гарнизон.
Мария Магдалина — это Мария из лагеря римских солдат.
Когда человек отдалялся от Бога и завета Его любви,
Священное Писание
сравнивало это с прелюбодеянием или блудом.
Пророк Осия принял назад жену,
которая покинула его
и сделалась блудницей.
Это прообраз милосердного, прощающего Бога,
Который с любовью принимает назад тех, кто сбился с пути.
Так вот, Иоанн рассказывает нам,
что у креста
и в предрассветный час в саду
была именно такая женщина,
Мария из римского лагеря.
Она прощена и любима.
Она символизирует каждого из нас.
Мы отдаляемся от любви Божией
и получаем прощение.
Она стала возлюбленной Бога,
она первая встречает воскресшего Иисуса.
Слова любви Бога, сказанные прощенной жене Осии,
теперь обращены к ней:
Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить
к сердцу ее… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне
в правде и суде, в благости и милосердии.
И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа
.
(Ос. 2,14,19–20)
Встреча с учениками
Тем же вечером Иисус является ученикам,
которые сидели запершись,
потому что опасались преследования иудейских властей.
Они, конечно, не обратили никакого внимания на Марию,
которая в сильном волнении сообщила им,
что видела Иисуса.
Иисус является им и говорит:
Мир вам! (19)
И, чтобы убедить их, что это в самом деле Он, а не призрак,
Иисус показывает им руки и ноги
и рану в боку.
Как это может быть, что сначала Мария Магдалина,
а теперь ученики не узнают Иисуса сразу?
Мария узнаёт Иисуса, только когда Он называет ее по имени.
Ученики узнают Его, только когда Он показывает им Свои раны.
Мне кажется, они ослепли из-за своих несбывшихся надежд,
из-за переживания утраты и отчаяния.
Так и мы можем быть слепыми из-за своих страхов и от слез.
Иисус просто говорит им:
Мир вам!
Мир, который дает Иисус, не тот, который дает мир сей.
Это мир в сердце, который рождается от Его присутствия.
Иисус приходит к ученикам и приносит им Себя,
являет Свою всепрощающую любовь.
Он не упрекает их, не осуждает за страхи и неверность.
Он не укоряет Петра,
который отрекся от Него.
Он никому не дает почувствовать себя виноватым.
Иисус подтверждает, что избрал их:
они Его возлюбленные ученики,
и Он пришел ради каждого из них.
Когда нам страшно, разве мы тоже не прячемся
за запертыми дверьми своего сердца,
разве способны мы выйти навстречу людям?
Но Иисус приходит к каждому из нас
сквозь эти запертые двери и говорит:
«Мир вам!»
Там, куда не достигают никакие страхи и переживания,
Иисус открывает, что любит нас
и прощает все наши измены.
Для Него мы единственные и драгоценные.
Мы — возлюбленные дети Бога.
Иисус всегда будет с нами
в печали и в радости.
Иисус посылает их возвещать прощение Бога
В этом лаконичном отрывке
автор Евангелия от Иоанна говорит нам о миссии,
которую воскресший Иисус поручает ученикам:
…мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите,
на том останутся. (21–23)

Во время этой краткой встречи
Иисус преображает испуганных и смятенных учеников
в общину любви,
где они становятся единым целым.
Они призваны стать как Иисус
и вместе продолжать дело, порученное Ему Отцом:
открывать милосердный лик Бога,
Бога сострадающего, Бога прощающего
и дающего жизнь, вечную жизнь, —
всем, кто принимает Его.
Бог берется освободить нас,
когда мы заперты в клетке страха и греха.
Ученики продолжат миссию — давать жизнь тем,
кто еще в плену.
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого
Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает
Пославшего Меня. (13,20)

Иисус показывает ученикам, в чем их ответственность -
нечто ужасающее и в то же время прекрасное.
Они преображены Святым Духом и посланы в мир,
чтобы любить людей так, как любит их Иисус,
и отдать за них жизнь,
ибо в очах Божиих каждый человек драгоценен и прекрасен,
даже если его красоты не видно
под наслоениями из страха, хаоса и греха.
Если ученики пребудут в Иисусе,
они освободят людей от насилия и ненависти
и от преград греха.
Но некоторые откажутся принять учеников Иисуса,
так же как другие люди отказались принять Его Самого.
Те, кто примет Иисуса в Его учениках,
войдут в Его общину любви.
Когда люди встретят Иисуса,
преграды страха рухнут.
Но нам нужно очень следить за собой:
из-за примера, который мы подаем,
некоторые отказываются принимать учеников Иисуса.
Мы недостаточно преображены Святым Духом,
и не живем жизнью Иисуса,
и не свидетельствуем о ней.
Мы говорим об Иисусе,
но не живем Иисусом.
Мы говорим о любви,
но не живем любовью.
Люди узнают, что мы ученики Иисуса,
по тому, что мы будем иметь любовь между собой
в общине, в Церкви.
Это миссия нести прощение и освобождение
благодаря дару Святого Духа
относится не только к духовенству,
перед которым стоит особая задача
принимать людей в Церковь
и, если необходимо, совершать таинство примирения.
Это относится ко всем ученикам Иисуса.
Как последователи Иисуса,
мы все призваны быть свидетелями Его присутствия,
нести освобождение от страха и греха
силой Духа Святого, живущего в нас
и дающего любовь через нас.
Мы призваны стать источником благодати,
как самарянка.
Мы призваны стать людьми прощения.
Нам нужно помнить слова молитвы,
которую дал нам Иисус:
Оставь нам долги наши,
как мы оставляем должникам нашим. (Мф. 6,12)

Неверие Фомы
Когда Иисус явился ученикам,
одного из них, Фомы, называемого Близнецом, не было с ними.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей,
и не вложу перста моего в раны от гвоздей,
и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Ин. 20,25)

Фома отказывается верить тому,
о чем в один голос объявляют ему остальные:
«Мы видели Господа!»
Ему кажется, что он отделен от них, и он сердится.
Возможно, он завидует или страдает от того,
что в его отсутствие они пережили что-то особенное.
Он заявляет, что поверит,
только если сможет своей рукой коснуться ран Иисуса.
Неделю спустя, когда Фома был вместе с другими учениками,
Иисус снова является и говорит:
Мир вам!
И обращается к Фоме:
Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои,
и не будь неверующим, но верующим. (Ин. 20,27)

Трогательно, что Иисус принимает Фому таким, какой он есть,
принимает его вызов без возражений.
Идет навстречу потребности и желанию Фомы,
хотя эта потребность и рождается от недостатка веры.
Потрясенный Фома осторожно и с любовью
касается раны в боку Иисуса и восклицает:
Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему:
Ты поверил, потому что увидел Меня;
Блаженны не видевшие и уверовавшие. (Ин. 20,28–29)

В последних словах этой сцены звучат вера и доверие,
как пишет Иоанн всем читателям,
которые не видели воскресшего Иисуса:
Сие же написано, дабы вы уверовали,
что Иисус есть Христос, Сын Божий,
и веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин. 20,31)

Евангелие написано, чтобы мы уверовали и имели жизнь,
новую жизнь, истинную жизнь Божью, от Бога идущую.
Какая. удача, что Фома не уверовал сразу!
Теперь наша вера может опираться на его неверие,
и, чтобы преодолеть его, понадобилось еще одно явление Иисуса.
Раны Иисуса
В этих двух явлениях
мы видим воскресшего во плоти Иисуса,
со всеми нанесенными Ему ранами.
Рана в боку настолько велика,
что в нее можно вложить руку;
на руках и на ногах — раны,
в которые можно вложить палец.
Эти раны остаются навеки,
они свидетельствуют о смиренной и милосердной любви Иисуса,
Который пошел до конца в любви.
Иисус воскресший является не как обладающий властью,
а как раненый и прощающий.
Эти раны стали Его славой.
Из раны в боку излилась вода, которая животворит и спасает.
Его ранами мы исцелились (Ис. 53, 5).
Через Фому Иисус призывает каждого из нас
коснуться не только Его ран,
но и ран других людей
и наших собственных ран,
из-за которых мы можем возненавидеть людей и самих себя
и которые могут стать знаком разделения и преград.
Любовью Иисуса эти раны преобразятся в знаки прощения
и объединят людей в любви.
Эти раны помогут нам понять, что мы нуждаемся друг в друге.
Благодаря этим ранам мы обретем сострадание друг к другу,
любовь и благодарность.
Мы тоже перестанем скрывать свои раны,
когда будем с Ним в Его Царстве,
явив тем самым свою хрупкость
и спасительную силу Иисуса.
Tags: in memoriam, библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment