pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Ὦ καλὴ ἀπιστία τοῦ Θωμᾶ!

"О доброе неверие Фомино", как поётся на вечернем богослужении под следующее воскресенье после Пасхи. Или, как ещё можно перевести, "о прекрасное неверие Фомы".
Оно и в самом деле замечательное и достойное как похвалы, так и почтения.
Во-первых. Если многим позднейшим христианам по-своему легко было задним числом согласиться, что Христос воскрес (пусть не всегда, пусть сомнения кого-то тоже могли настигать, это другой уже вопрос), но это никак не могло быть легко современникам Иисуса, знавшим Его по плоти! В лучшем случае из Торы было известно воскрешение для продолжения жизни некоторых умерших людей: пророком Илией - сына вдовицы из Сарепты, Елисеем - сына женщины из Сонама. Иисус при жизни тоже воскрешал некоторых умерших. Но сам себя никто еще не воскрешал, да и подобных знамений от Бога без участия кого-то из людей не было известно, если не принимать во внимание явления духов умерших. Не было ни одного, включая величайшего пророка Моисея, кто восстал бы из гробницы и явился бы сотням людей в короткий промежуток времени живым!
Во-вторых. В самом лучшем случае каждый набожный в то время еврей (притом из фарисеев, но не из саддукеев) мог исповедать веру в будущую жизнь словами Марфы: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин. 11:24). Но здесь, сейчас?.. Были, впрочем, претензии на воскресение или некоторое его подобие в эллинском внецерковном мире чуть позже евангельских событий в случае Аполлония Тианского, но вся его жизнь, описанная Флавием Филостратом, включая его посмертные явления, даже близко не могли сделать тот переворот в душах и жизни стольких людей из самих же греков и римлян, как сделал Воскресший Иисус.

Слово "вера", как и "неверие" может употребляться в разных значениях и контекстах. В данном случае акцент очевиден: не просто отсутствие веры, но - сомнение, недоверие свидетельствам других учеников Христа у Фомы. Который, кстати отметить, от других учеников Иисуса в этом отношении нисколько не отличался. Других Иисусу тоже приходилось убеждать в том, что Он не бесплотный дух (Лк. 24:37), а согласно эпилогу у Марка, Иисус упрекал учеников "за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили" (16:14). Видя состояние других апостолов, видимо, не вполне ещё уверенное и убедительное, Фома решил сам до всего докопаться и удостовериться. И его сомнение было удовлетворено! Надо отметить, что пример Фомы может оставаться не только вдохновляющим для тех, кто сомневается сегодня и все-таки ищет и докапывается до истины, но может быть поучителен для тех, кто легко верит свидетельствам других. Всегда ли уместно верить каким бы то ни было свидетельствам - о чудесах исцелений, о мироточении икон, о явлениях святых или умерших из "того мира"? Конечно же, нет. Лучше много раз перепроверить, сопоставить разные источники, прежде чем признать, что явления были. Или остановиться на нейтральной позиции: "до конца не отвергаю, но и не принимаю". Иначе это сделают другие, неверующие, но в гораздо более жесткой и разоблачительной форме, если желаемое было в самом деле выдаваемо за действительное.

Не говоря уже о том, что сами по себе чудеса или сверхъестественные явления - не признак истинности и не доказательство её. Иисус предупреждал, как и апостолы за ним, что лжехристы и лжепророки будут оперировать чудесами и прельстят многих (Мф. 24:5,11,24; Мк. 13:6,22; 2Фес. 2:9). Так тем более подход Фомы остаётся весьма актуальным для всех времен, включая нынешних.
Впрочем, Иисус считает, что всё-таки ещё выше те, кто уверовали, не видя (см. Ин. 21:29). И фактически обрекает всех остальных на это блаженство, поскольку тысячам и миллионам других сомневающихся Он уже так являться не будет. И поскольку Он же учил, что блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6), или что "всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (7:8), то таким алчущим, просящим и жаждущим Он безусловно открывается, пусть и не так явно, как Фоме, но другими многообразными способами. Включая лютого гонителя первых христиан Савла, притом при совсем уже отягчающих обстоятельствах!
===========================
Из богослужебных песнопений:

При запертых дверях представ ученикам, / Иисус бесстрашие и мир им даровал, / затем же говорит Фоме: / "Почему ты Мне не веруешь, что Я воскрес из мертвых? / Подай сюда руку твою и вложи в ребра Мои, и посмотри. / Впрочем, из-за твоего неверия все познают / страдания и воскресение Мое / и станут взывать с тобою: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Когда двери были заперты, / пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. / Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. / Ибо стал он говорить: / Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; / если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; / если не увижу рану, от которой исцелилось / великое поражение человека; / если не увижу, что не был Он подобен духу, / но плоть имел и кости!" / Смерть поправший и Фому удостоверивший, / Господи, слава Тебе!
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments