pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

"Третья сила" в православном мире?

Любопытная статья опубликована на Ахилле.ру

Некоторые мысли оттуда
:

"Украинский кризис лишь обострил поляризацию православного мира (я уже молчу о том, что он усугубил «поляризацию» в стране, где идет война). «Промосковски» настроенные каналы и авторы объясняют сложнейший кризис «происками госдепа». Печально, что и многие «либеральные» круги точно так же готовы любой ценой оправдывать свои позиции: воспевая «свободу слова», оправдывают нарушение базовых правил и приличий, игнорируют принципы, без аргументов атакуют тех, кто нарушает избранные ими «догматы», автоматически отбрасывая любое несогласие как происки «путинских» агентов и глупость «ватников»."

..."Современная история с украинской автокефалией привела к тому, что назревавший на протяжении нескольких десятилетий конфликт между Константинополем и Москвой, и назревавший несколько лет конфликт непосредственно между Патриархом Варфоломеем и Патриархом Кириллом достигли апогея. Оба Патриарха «психанули». Проиграв — и то, лишь частично проиграв территориальный, политический спор, — Патриарх Кирилл предпочел разорвать на части Тело Христово, прервав общение с Константинополем, благословляя колоссальные информационные вбросы о «безблагодатности» греков. Это, безусловно, страшное преступление против православного единства, которое — если не будет преодолено в ближайшие годы — породит глобальный и многолетний раскол.

Однако и Патриарх Варфоломей неожиданно показал себя далеко не с лучшей стороны: пусть канонически и исторически его интервенция в украинский вопрос и может быть оправдана, с моральной точки зрения остается множество вопросов. Обращение Вселенского Патриарха с Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, достойнейшим человеком и избранным предстоятелем крупнейшей церкви в Украине, мягко говоря, заслуживает лучшего. Решение — в угоду митрополиту Эммануилу Галльскому и архиепископу Иову Гече — расформировать Русский Экзархат, отозвав данный ему томос, застало большую часть трезвомыслящих православных врасплох, и не принесло ничего, кроме колоссальной репутационной потери Константинополю и самому Патриарху. К тому же, если другие Предстоятели готовы были принять вмешательство Варфоломея в украинский вопрос, признав исторические права Константинополя на Киевскую митрополию, решение Варфоломея навязать другим Предстоятелям Митрополита Епифания как «равного им» собрата (равно как и указание на то, что уважаемый всеми Митрополит Онуфрий не должен отныне именоваться «Митрополитом Киевским») выходит далеко за рамки «внутренних» дел и пастырской компетенции primes inter pares. Все это приводит к дискредитации как Москвы, так и Фанара — естественно подталкивая к рождению третьей силы."

Московский Патриархат — своей схизмой и неумелой глобальной войной — грозит полностью разрушить вековую конфедерацию, это слабое — но стабильное единство, status quo. Но и последние деяния Патриарха Варфоломея наносят по status quo существенный удар, особенно учитывая, что за эти «деяния» — как за прецедент — уцепятся его менее заслуженные, менее харизматичные и менее уважаемые преемники (покамест, мало у кого возникают сомнения в том, что это будет Эммануил Галльский, и радости этот heir presumptive не внушает).

Все это вынуждает восточные Церкви перейти к более активной и принципиально новой форме действий.

Первой ласточкой этого нового движения среди «не-константинопольских» греков стали высказывания Синода Кипрской Церкви по украинской проблеме, где впервые — на синодальном уровне — был задан вопрос о действиях Вселенского Патриарха, о невозможности пока признать ПЦУ и о действенности тех рукоположений, которые имели место в УПЦ КП и УАПЦ. Последний вопрос прямо затрагивает статус Предстоятеля ПЦУ — Митрополита Епифания, чья диаконская, иерейская и архиерейская хиротония были совершены Филаретом Денисенко в момент его запрещения и отлучения.

Вторым обращением к этой же проблеме стало аналогичное, но более резкое и действенное воззвание со стороны Синода Албанской Церкви, во главе с Архиепископом Анастасием, греком, другом Патриарха Варфоломея, пожалуй, самым почитаемым из ныне живущих Предстоятелей Православной Церкви. Архиепископ Анастасий и его молодой албанский епископат, — открыто осудив Московский Патриархат за разрыв общения, — прямо обратился к Вселенскому Патриарху с серьезным вопросом: о возможности «пересмотра» присутствия Святого Духа в общине, в зависимости от политической ситуации. О признании — на «заседании» — человека лишенным сана и благодати, а затем — также «за столом» — о признании совершенных им в этом состоянии хиротониях; то есть о крайне вольном обращении со Святым Духом. Примечательно, что обе стороны — и «про-ПЦУ» и «анти-ПЦУ» предпочли это послание либо просто проигнорировать (сторонники ПЦУ и ранее «молившиеся» на Архиепископа Анастасия либеральные круги), либо переврать (некоторые «промосковские» СМИ). Тем не менее вопрос был задан — соборно — из уст человека, которого невозможно post factum «вписать» в агенты; его жизнь и возрожденные им православные церкви и миссии в Кении и Албании говорят сами за себя.

Обращение Анастасия Албанского и его архиереев предварило еще более значимое выступление против двух враждующих Патриархатов и эскалации «украинского/всеправославного» кризиса.

Вчера (т.е. уже позавчера - свящ. Ф.) состоялось поистине знаковое событие. Синаксис предстоятелей восточных Церквей — Александрии, Антиохии, Иерусалима и Кипра — в Никосии. Папа и Патриарх Феодор II Александрийский, Патриарх Иоанн X Антиохийский, Патриарх Феофил III Иерусалимский и Архиепископ Хризостом II Кипрский в ходе краткой встречи заявили о себе как о «третьей» и новой силе в православной Церкви.

...Архиепископ Хризостом II Кипрский играет здесь особую роль. Своим восшествием на престол он, с одной стороны, обязан Патриарху Варфоломею, рассудившему их на «синаксисе» со вторым кандидатом на кафедру — Афанасием Лимассольским. На сегодняшний день он является одним из наиболее образованных, харизматичных и богатых Предстоятелей. Он первым возвысил свой голос, наметив современный «альтернативный» греческий курс. Он во многом может оказать необходимое давление на Папу и Патриарха Феодора II и Александрийскую Церковь, так как является одним из основных спонсоров африканских миссий, а подавляющее большинство греческого клира этого Патриархата — киприоты. Наконец, именно он, а не один из Патриархов, смог, после шестилетней схизмы и шестилетних переговоров, не просто собрать Патриархов Антиохии и Иерусалима, но заставить их сесть за стол переговоров и приступить к преодолению схизмы — чего не смог ни Патриарх Варфоломей, ни кратковременно собравший их в одном помещении Патриарх Кирилл. Он же — при поддержке

Александрии, Антиохии и Иерусалима (и, вероятно, при поддержке Албании) — теперь берет на себя роль главного посредника в сложившемся кризисе.

Вчерашний синаксис в Никосии — ничуть не в меньшей степени, а скорее в гораздо большей, нежели московские, фанарские и киевские синоды — свидетельствует о радикальных политических переменах, и о сохранении хотя бы относительно здравых движущих сил в современной Православной Церкви. «Церковь № 15» стала толчком для тех процессов, которые ни Фанар, ни Москва, ни Киев не могли и не желали предвидеть.

Сергей Брюн

Страница автора
Tags: жизнь церковная, политика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments