pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

"...И без пролития крови не бывает прощения..."

…Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
(Евр. 9:11-14).

Другое возможное чтение по некоторым рукописям: «Христос, первосвященник нынешних благ». Контекст этих строк таков: ведя речь о том, что Иисус – вечный Первосвященник по чину Мелхиседека, и о том, что Его священство превосходит прежнее, законное, по чину Аарона, автор послания подчёркивает, что жертва, принесённая Иисусом раз и навсегда, бесконечно превосходит те постановления о жертвах, которые были прописаны в Торе. Те жертвы приходилось каждый раз возобновлять, поскольку они не могли сделать в совести совершенным приносящего их (Евр. 9:9) или, как по-другому можно перевести, не могли довести до цели в своей совести приносящего их. Как ниже будет написано, «всё по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (9:22), и вот, вместе многочисленных заместительных жертв повинности или жертв за грех, когда вместо того, чтобы за свои грехи пострадать и умереть грешнику, вместо него приносится в жертву животное, теперь уже Иисус как «Агнец Божий» берёт все грехи мира на Себя и играет роль и Первосвященника, и жертвы одновременно. Таково библейское богословие искупления. «Ибо Ты – приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…»
В церковной реальности, однако, можно встретить по-своему примечательную и удивительную вещь.
Хотя с разрушением Храма в Иерусалиме в 70 г. прекратились жертвы и у самих иудеев, не принявших Благую Весть, но эти жертвоприношения своеобразно воплотились в покаянной дисциплине некоторых православных церквей, в частности, русской. Наши исповеди фактически во многом напоминают эти «жертвы повинности». Люди не чувствуют себя во Христе прощенными, не верят, что Кровь Иисуса Христа, пролитая за них, уже их очистила. И во многом потому, что им иной раз внушается, что они ни к чему не годные, грешные, окаянные и т.д. и т.п., о чем была уже речь в предыдущих темах этого ЖЖ, и вот в результате мы имеем устойчивый процент невротиков среди прихожан. Государственной власти, как и церковной в союзе с ней, на протяжении многих веков было выгодно держать народные массы в узде, повиновении и страхе, в том числе под предлогом смирения, чаще всего ложно понятого. Как еще писал о. Александр Мень, «Магизм явился источником древней власти. Ни одна общественная группа не извлекла из этой веры в возможность воплощения божества в человеческую форму столько выгоды, сколько группа царей», — говорит Фрэзер. И действительно, в истории мы видим непрерывную нить этой сакрально-магической власти, которая становится незыблемым законом общества. Это — и микенские цари-колдуны, и спартанские властители, и египетские фараоны, и римские императоры, и византийские василевсы, и, наконец, некоторые авторитарные вожди позднейших времен. Цари-маги всегда пытались подчинить своей власти все сферы жизни подданных, но неизменно наталкивались на сопротивление религии. Поэтому они всячески стремились приспособить ее к своим целям. И порой это им неплохо удавалось» (Магизм и единобожие).

Опять же, если обратиться к другому новозаветному тексту, то мы можем найти на эту же тему: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы… если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:5-7). И далее подчеркивается, что кто считает себя без греха, тот обманывает сам себя, а кто исповедует грехи, того Бог очистит от всякой неправды (ст. 8-10). Надо ли напоминать, что при этом никаких частных исповедей с многочисленными признаниями во всяких нарушениях тогда вообще не существовало? Разумеется, мы живем в другой эпохе, воспитаны по-другому, но рассуждение со здравым смыслом не помешает никому в какую угодно эпоху. В данном случае: что требуется или желательно действительно принести на исповедь как одно из таинств примирения с Богом и Церковью, а что можно напрямую исповедовать Богу хоть каждый день или каждую минуту…

Автор послания применяет популярный раввинский приём «каль-ва-хомер», или от малого к большому: если признавалось в древности, что кровь тельцов и козлов с пеплом телицы давала хотя бы временное очищение людей (телесное), то насколько же более Кровь Христа очищает всего человека и его совесть! Про пепел телицы – отдельная интересная и по-своему экстравагантная тема. В Числах, гл. 19, вынесено специальное постановление о рыжей корове, пепел которой после сожжения использовался в ритуально-очистительных целях. Тот, кто прикоснулся к мертвецу, был обязан очиститься через окропление водой, содержавшей этот самый пепел. Почему именно рыжей коровы, а не какой-нибудь другой, никаких вразумительных объяснений не даётся (но некоторые полагают, что в ближневосточной культуре того времени считалось, что рыжий или красный цвет отгоняет нечистых духов и духов покойников). Д. Стерн в своих комментариях на Jewish New Testament (перевод НЗ, сделанный с учетом еврейского контекста и всей специфики той культуры), указывает любопытную деталь: «Согласно Маймониду (Йад ГаХазака 1, голоса 4), в Йом-Кипур, перед тем, как коген гагадоль (первосвященник - свящ. Ф.) входил в Святая Святых, его окропляли этой водой для восстановления чистоты. Если это действительно так, это объясняет, почему здесь упоминается пепел. Любопытный феномен, который привлёк внимание раввинов, - это то, что пепел рыжей телицы и очищает, и оскверняет. Церемония очищения устраняла ритуальную нечистоту человека (Числа 19:11-12), но при этом любой, кто касался пепла, становился нечистым до вечера (Числа 19:7-8,10). У Йешуа такая же двойственная роль. см. Ин. 9:39, Лук. 20:18».
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments