pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Церковь и комплекс вины

Не всё, допустим, от начала и до конца в нижеследующей статье выражено корректно (где-то возможны журналистские или полемические перехлесты), но в целом есть очень верные и актуальные замечания, которые выделяю, поскольку покаяние и неизбывное чувство вины - совершенно разные вещи, едва ли не противоположные:

Чувство вины, быть может, единственная реальность, которая остается с человеком на протяжении всего его пути в Церкви. Человек, как правило, приходит в Церковь — если приходит всерьез, а не поставить свечку на удачу — с осознанием своих ошибок и раскаивается в них, но после покаяния получает не успокоение, а стойкое сознание того, что вся его жизнь наполнена грехом, что мы грешим непрестанно, даже не замечая этого; что все мы наследники греха Адама и Евы («первородного греха»), которые были изгнаны из рая за свое непослушание; что от этого греха и вообще от грехов нас освободил Иисус, безвинно пострадавший за нас, подлых и неблагодарных; что тем не менее мы до сих пор все во грехах и непрестанно распинаем Спасителя своими поступками. И за все это мы достойны ада и вечной муки. Совсем недавно, в первую неделю Великого поста, в православных храмах звучали слова: Адам лишился рая, нарушив только одну заповедь, а что тогда будет со мной, нарушающим заповеди постоянно?

Наконец, придя в Церковь, человек узнаёт, что должен регулярно вычитывать молитвенное правило, ходить на богослужения и соблюдать посты. Это хорошая мера самодисциплины, но неизбежные нарушения этого распорядка волей-неволей вызывают чувство, что ты «недотягиваешь». Как бы ты ни старался, чувство вины будет твоим неразлучным спутником. А самое парадоксальное, что цель при этом утрачивается. Для любви к Богу здесь не остаётся места. И не потому, что нет сил. Представьте себе юношу, который говорит девушке «я люблю тебя» не в порыве чувств, а по распорядку, потому что его обязали повторять это тысячу раз по чёткам. Представьте себе девушку, которая чувствует себя виноватой перед возлюбленным и просит у него прощения за каждый шаг. Есть ли перспектива у таких отношений? Бог не заслуживает большего?

Для любви к ближнему места тоже не остается. Человек, думающий о своей вине, не может открыть сердце ни себе, ни другому. Есть у чувства вины и оборотная сторона, характерная именно для религиозной среды. Это равнодушие к страданию. Речь идет не о повседневных неприятностях и страданиях — ты не можешь оставлять их без внимания, ведь это будет грех, — а о страданиях, так сказать, в глобальном масштабе, о страданиях как неизбежной участи большинства людей. Как у человека, играющего в агрессивные компьютерные игры, притупляется сознание ценности человеческой жизни, так и у того, кто считает ад закономерным окончанием жизни миллионов людей, пропадает эмпатия.

...Не так давно мальчик из верующей семьи пообещал моему сыну, что тот попадет в ад, потому что выбросил стеклянный пузырек с изображением храма. Я не жду от детей размышлений на тему справедливости бытия. Меня ужаснуло то, что они в принципе мыслят такими категориями, явно усвоенными от родителей. Что ад кажется им естественным следствием жизни изначально виноватого человека, и в такой системе ценностей для сострадания не остается места. (...)

...Общинам проще существовать, когда они основаны на чувстве вины, а переживание любви невозможно загнать в рамки. Любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18) и свободна по своей природе, а вина — удобный способ воздействия на людей. Но свершившееся событие остается навсегда. В лице Исаака Сирина и других мистиков его круга мы получаем подтверждение того, что не нужно «перекраивать» христианство, не нужно отказываться от своей христианской идентичности, чтобы избавиться от чувства вины. Что христианство как религия любви и радости возможно и внутри традиции, а не на волне разрыва с ней. Что христианин может не чувствовать себя виноватым за то, что у него нет чувства вины. И человеку, который пытается вызвать чувство вины, отталкиваясь от религиозных положений, будь то священник или любой другой доброжелатель, можно ответить, не опуская глаз: «Не питайтесь жертвами за грехи народа Моего» (см. Ос. 4:8).

Максим Калинин, портал "Сноб"
Tags: жизнь церковная, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments