pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Кому (или чему) лучше бы торжествовать...

Православнее Христа никого не земле не было. Ну и еще Божией Матери. И при всём этом в Евангелиях мы видим минимум теории и догматики, но гораздо больше призывов к практическим действиям, к изменению качества жизни. Интересно, что в первые века, когда Церковь была гонима, малочисленна, когда люди жили больше живым опытом, нежели философско-богословской рефлексией, вопрос о специальном праздновании "торжества православия" не ставился. Празднование было установлено по вполне конкретному поводу лишь в расцвете императорской Византии на пике её могущества, хотя ереси всякие были и в до-византийскую эпоху (гностицизм), и после 843 г. возникали тоже разные спорные доктрины. Если бы много столетий подряд императоры тогда не определяли внутрицерковную политику и не навязывали в том числе иконоборчество, вплоть до преследования и умучения поборников икон, не было бы специального повода выделять этот праздник; но в этом навязывании они особенно постарались, пожалуй, гораздо больше, чем в других случаях (при арианских спорах или вокруг разных оттенков монофизитства); отсюда и сама закономерность появления такого праздника. Впрочем, у греков это воскресение называется чуть менее пафосно - просто "неделя Православия". Если смотреть нашу же Постную Триодь, то это день не озаглавлен специально "торжеством", но назван так же, как и у греков. Русские с некоторых пор весь имперско-византийский пафос решили еще больше усилить. Однако, былых империй более не существует, государства на территории бывшей Византии давно уже светские, и тем более впереди всех нынешняя Россия, где понедельник Пасхи, как и страстная Пятница, в отличие от многих стран Западной Европы, рабочий день.

Впрочем, если само слово "торжество" понимать именно как синоним "празднование" или "воспоминание", то именно так только его и нужно тогда понимать, и никак иначе. Ибо в остальных смыслах сейчас впору говорить скорее не о торжестве, а о сильном умалении православия, его крайней нищете. Давно уже прошла пора внешних, экстенсивных проявлений торжеств с возглашением анафем всем поверженным врагам-еретикам, и к прежнему не может быть возврата, как ни мечтали бы некоторые соотечественники до сих пор об этом. Бог явно ждет от нас совсем другого. Христос восторжествовал над врагами совсем иначе! Он учил, что кто хочет быть первым, будь последним и всем слугой. Он говорил, что Его Царство не придёт "приметным образом", то есть, совсем не восторжествует внешне и видимо! Настоящее торжество может быть только в Воскресении. Но само Воскресение опять же не видимо явно, оно лишь только предчувствуется каждым уверовавшим в Иисуса. Мы верим, что Воскресение восторжествует, "всем смертям назло" и вопреки им. Без этой веры всё остальное бессмысленно. Как бессмысленно всё прочее без элементарной любви к своим ближним. "Любовь никогда не кончается. А пророчества? Они будут упразднены; языки? они прекратятся; знание? оно будет упразднено" (1Кор. 13:8, перевод еп. Кассиана). Торжествовала бы любовь среди христиан, был бы среди них Христос реально, а не только символически, и никакого специального торжества просто не было бы нужно придумывать.
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments